Об авторе

Максим Кронгауз

Максим Кронгауз
Лингвист. Окончил филологический факультет МГУ. Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ. Работал в качестве приглашенного исследователя и профессора – в университетах Франции, Германии, Италии, Австрии, Финляндии, Эстонии и Китая. Автор научных монографий, учебников, статей по семантике, прагматике, семиотике, культурологии, русистике, а также популярных статей о русском языке, лингвистике и образовании в бумажных и электронных СМИ.
Максим Кронгауз в 1980 г. закончил Филологический факультет МГУ, учился в аспирантуре на кафедре структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. В 1984-1989 годах работал научным редактором в издательстве "Советская энциклопедия". Участвовал в создании "Лингвистического энциклопедического словаря". В 1989 защитил кандидатскую диссертацию на тему "Использование механизмов референции при анализе текста". В 1989-1990 годах работал научным сотрудником Института проблем передачи информации Академии наук СССР в лаборатории компьютерной лингвистики. С 1990 года работал старшим преподавателем кафедры русского языка в Московском государственном историко-архивном институте (позднее Российский государственный гуманитарный университет), в 1996 году утвержден в должности доцента и заведующего кафедрой русского языка, с 1999 года утвержден в должности профессора, с 2000 года директор Института лингвистики РГГУ. В 2000 году защитил докторскую диссертацию на тему "Семантические механизмы глагольной префиксации". Среди трудов ученого - книги "Семиотика, или Азбука общения" (1997, 2004; в соавторстве с Г.Е. Крейдлиным), "Приставки и глаголы в русском языке: Семантическая грамматика" (1998), "Семантика" (2001), "Русский язык на грани нервного срыва" (2007) и "Самоучитель олбанского" (лонг-лист премии "Просветитель" , 2013 г.).

Пресса об авторе

Анастасия Мальцева
Сноб|Анастасия Мальцева|

"Краткий курс новояза": 7 цитат из лекции Максима Кронгауза

В гостинице "Украина" прошла четвертая лекция из научного цикла, организованного Правительством Москвы, Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и проектом "Сноб". Заведующий лабораторией социолингвистики РАНХиГС, заведующий кафедрой русского языка РГГУ Максим Кронгауз рассказал о том, как сегодня используется и понимается новояз.


Ксения Кнорре-Дмитриева
Новая газета|Ксения Кнорре-Дмитриева|

Максим Кронгауз: "Вырабатываются специальные слова ненависти"

В Международный день грамотности обозреватель "Новой газеты" Ксения Кнорре-Дмитриева встретилась с лингвистом, профессором, автором книги "Русский язык на грани нервного срыва" Максимом Кронгаузом и поговорили о том, что сегодня происходит с языком, как на нашу речь влияет ситуация в Украине, что важнее: грамотность или свобода изложения, и для чего грамотность вообще нужна.


Полина Рыжова
Газета.ру|Полина Рыжова|

"В интернет пришла огромная масса девочек". Интервью с лингвистом Максимом Кронгаузом

Вышел "Самоучитель олбанского" — новая книга известного лингвиста Максима Кронгауза, посвященная приключениям современного русского языка в интернете. Автор рассказал "Газете.Ru" о книге, о том, как вычислить в сети бюрократа, как политика влияет на язык и почему писать неграмотно сегодня не стыдно, а также о няшечках, ми-ми-ми и пичальке, происходящей с русским языком благодаря блогам, соцсетям и сети в целом.


Видео

Речевой этикет. Лингвист Максим Кронгауз о снятии агрессии, речевых стратегиях поведения и сравнении культур

С какими проблемами сталкиваются исследователи при определении понятия "этикет"? Какие функции выполняет речевой этикет? Насколько исследовано это понятие? Как изменился речевой этикет с возникновением социальных сетей? И какие основные задачи стоят при изучении речевого этикета? Об этом рассказывает доктор филологических наук Максим Кронгауз.

ProScience видео. Интервью с Максимом Кронгаузом

ProScience видео представляет интервью с Максимом Кронгаузом, в котором он рассказывает о своем пути в науку, о том, кто такие лингвисты, о прошлом, настоящем и будущем лингвистики.
Проект ProScience видео- это интервью с учеными об их пути в науку, об их дисциплине, научной школе, учениках и учителях, перспективах развития науки в нашей стране. Цель проекта: популяризация науки, привлечение к ней молодежи.