11 сентября 2013

В России только что переиздана Александрова-Игнатьева

"Я сейчас хочу отвлечься от политического вот этого всего.

И обратиться к тому делу, которое пожалуй, по степени увлекательности идет лично у меня непосредственно следом за всякой политикой. Ну, вы поняли: я вылезаю из-за письменного стола и иду на кухню. Потому что два дня тому назад состоялось событие, которое для всякого человека, который когда-либо брал в руку поварской нож и повязывал нечто-вроде фартука, должно стать важной жизненной вехой. При условии, что этот человек говорит и читает на русском языке.

Дело в том, что в России только что переиздана заново Александрова-Игнатьева.

Да. Эта самая. Другой нету у нас. Она одна.

Впервые с 1927 года издана полностью (неполностью, впрочем, тоже никаких попыток издавать ее все это время не было) великая книга Пелагеи Павловны Александровой-Игнатьевой "Практические основы кулинарного искусства".

Вот она. В Издательство Corpus она и вышла, разумеется. Кто ж еще такую адскую работу бы поднял?

Некоторые знатоки, специалисты и аналитики, которые этой книжки, конечно, никогда в жизни в руках не держали, - утверждают, будто это "главный и единственный конкурент Молоховец". Ничего подобного. В любой хоть чего-нибудь стОящей библиотеке эти две книжки должны стоять рядом. Ря-дом! Потому что именно они и составляют недосягаемую двуглавую вершину отечественной гастрономической литературы. Это такой Арарат прямо на вашей кухне. Прекрасный и сверкающий в вышине.

Дело в том, что в отличие от неувядаемого шедевра Молоховец, книга Александровой-Игнатьевой - не сборник рецептов (хотя рецептов в ней изрядное количество). И даже не "учебник", вопреки тому, что пишет Википедия. На самом деле это просто книга, вот что важно. Книга, которую нужно прочесть - от начала до конца, прежде чем она поселится у вас где-то неподалеку от плиты и станет рабочим справочником, надежной энциклопедией. Это книга для тех, кто хочет понять гастрономическое искусство: его природу, его основы, его гармонию, важнейшие его начала и аксиомы. Не выучить, а понять. Видите, в чем разница?

Книга впервые вышла на рубеже веков, в 1899 году Потом издавалась 11 раз. В последний раз в 1927-м, в сильно сокращенном виде. И с тех пор - ничего.

Когда лет пять тому назад по гастрономическим сообществам и кулинарным форумам стала распространяться молва о некоем фантастически прекрасном букинистическом сокровище, которое нет-нет да и удавалось обнаружить в каких-нибудь пыльных развалах, - несколько попыток добыть полный оригинал и организовать издание все же было сделано. Безуспешно искали наследников автора. Коллективным методом "народной стройки" организовывали что-то вроде "перевода"огромного фолианта на современный русский язык - без ятей и еров.

Однажды даже попытались устроить народную подписку на еще не изданную книгу. Движение возглавила замечательная @ vera shcherbina-Болгарова, - которая очень Corpus'у помогла на самом ответственном начальном этапе. Как нашли в Питере правнучку Пелагеи Павловны, как с ней знакомились, как втолковывали ей, не верящей, что вот теперь час пришел, - это отдельный детектив. Напишу как-нибудь подробнее.

Напишу и о поразительном соавторе Александровой-Игнатьевой - ее муже Михаиле Игнатьеве, знаменитом ветеринаре и физиологе, ставшем Главным Государственным инспектором российской мясной индустрии. Он написал для книги важнейшее приложение: "Популярный курс мясоведения". Эта штука - сама по себе грандиозна.

Но это все потом.

А пока просто знайте: великая Александрова-Игнатьева вернулась. И теперь уж никуда от нас не денется. Она опять наша."