Пресса

"Карта неба", подстрочник и посредник, Донна Тартт и Аноним. Пять длинных романов на новогодние каникулы

Галина Юзефович MEDUZA Галина Юзефович

Специально к новогодним праздникам литературный критик Галина Юзефович выбрала пять длинных и увлекательных романов. В список вошли как новинки, так и книги, переизданные в 2014 году: "Перевод с подстрочника" Евгения Чижова, "Канал имени Москвы" Анонима, "Тайная история" Донны Тартт, "Карта неба" Феликса Х. Пальмы, "Посредник" Ларса Соби Кристенсена.

"Тайная история", Донна Тартт

Если вы уже дочитали модного "Щегла" Донны Тартт и вам не хватило, скорее переходите к "Тайной истории" — такой же длинной, детальной и проработанной, но, на мой вкус, куда более захватывающей и стройной. В отличие от "Щегла", в котором Тартт примеряет на себя цилиндр Диккенса, в "Тайной истории" писательница наряжается в сюртук Достоевского. И надо признать, он ей очень к лицу.

Юный Ричард приезжает из солнечной Калифорнии в ледяную Новую Англию учиться в колледже, где органично вливается в компанию таких же, как он, молодых интеллектуалов-античников. Будущие филологи-классики, зачарованные Древней Грецией и друг другом, однажды решают на практике воспроизвести дионисийский ритуал. Но вольное обращение с древними таинствами редко заканчивается добром: придя в себя поутру, рафинированные эллинисты с ужасом понимают, что на манер пьяных менад накануне ненароком растерзали местного фермера.

С этого момента начинает раскручиваться невыносимая и мучительная история — про попытки избежать ответственности, про страх разоблачения, про любовь, у которой нет будущего, про муки совести, про отрицание собственной вины, про дружбу, про предательство. Несмотря на упругий и плотный сюжет, два убийства и одно самоубийство, "Тайная история" Тартт — не триллер (по крайней мере, не традиционный триллер), а настоящий большой, просторный роман со вкусом, светом и воздухом, в лучших традициях — ну, да — русской классики.

"Карта неба", Феликс Х. Пальма

Если вам нравится, когда автор, подобно учтивому хозяину, всеми способами не дает читателю заскучать, развлекая его песнями, плясками, фокусами и пантомимой, то "Карта неба" испанца Феликса Пальмы — именно то, что вам нужно. Второй роман из его "викторианского" цикла (кстати, с первым — "Картой времени" — тоже имеет смысл ознакомиться, он даже лучше) представляет собой причудливый сплав вымысла и реальности, которые к тому же периодически, как в контрдансе, меняются местами и церемонно раскланиваются друг с другом.

В центре книги — английский фантаст Герберт Уэллс и его роман "Война миров": именно этот текст служит своеобразным игровым полем, на котором Пальма возводит, рушит и снова возводит свои диковинные воздушные замки. Три вроде бы независимые авантюрные истории про путешествия в пространстве (и, разумеется, про контакт с внеземными цивилизациями) сложнейшим образом перекрещиваются, отражаются друг в друге, оказываются не тем, чем кажутся поначалу, потом снова не тем, а после — опять тем же самым, но как-то совсем по-другому. Ощущение такое, будто перед глазами то в одну, то в другую сторону вращается сложной формы елочная игрушка, отблескивая разными гранями и причудливо преломляя свет. Словом, чистое удовольствие и лучший переводной роман года в моем персональном рейтинге.


ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО