Пресса

Уолтер Айзексон. Инноваторы

Галина Юзефович MEDUZA Галина Юзефович

Уолтер Айзексон — человек, способный любой материал переплавить в чистое золото. Кажется, что если он соберется писать историю, скажем, деревообрабатывающей промышленности, у него все равно получится нечто одновременно масштабное и детальное, исторически достоверное и поэтичное. Взявшись за тему инноваций и инноваторов (которая лично у меня ассоциируется преимущественно с ушедшей в пыльное прошлое медведевской "оттепелью"), Айзексон пишет сразу историю и людей, и процесса, приводимого этими людьми в движение. Инновационное мышление становится призмой, через которую автор смотрит на мир, а идея союза красоты и пользы — его знаменем и девизом.

Первая героиня Айзексона — дочь Байрона Ада Лавлейс, которой дивное сочетание поэтического темперамента с аналитическим складом ума позволило впервые сформулировать принципы компьютерного программирования. Превращая эту женщину (столь же выдающуюся, сколь и недооцененную) в своеобразный символ прогресса, автор увлекает читателя в стремительный и захватывающий круиз по истории европейской технологической мысли. Алан Тьюринг и Стив Джобс (куда ж без него), Клод Шеннон из Bell Labs и Билл Гейтс, Стив Возняк и Ларри Пейдж — книга Айзексона выстроена вокруг людей, однако ни в малой мере не является ни биографией, ни тем более сводом биографий. Частные судьбы отдельных гениев и энтузиастов вплетаются в цельное и сложное полотно, главный сюжет которого — изменение привычного мира и трансформация будущего. Величественное, как морской вал, и при всей своей многомерности удивительно целенаправленное, это движение к технологическим высотам по-настоящему завораживает и заставляет — без преувеличения — пересмотреть наши взгляды на весь ход истории за последние сто лет.

Шестьсот страниц постоянного интеллектуального вызова с щедрыми призами в виде исторических анекдотов, трогательных вставных сюжетов, а также "картинок и разговоров" (как сказала бы кэрролловская Алиса) — все вместе это делает "Инноваторов" Уолтера Айзексона лучшим нон-фикшном осени в моем персональном рейтинге. И, конечно же, как всегда чертовски жаль, что по-русски так сегодня никто не пишет.


ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО