Пресса

Забыть о Дуче

Артем Пудов Независимая газета Артем Пудов

Михаил Гаспаров создал "Капитолийскую волчицу. Рим до цезарей" – научно-популярную книгу об основании и первом периоде существования этой страны. Дело Гаспарова продолжил наш современник – переводчик и ученый Виктор Сонькин в своем бестселлере "Здесь был Рим". Книга получила в 2013 году главную российскую премию, "Просветитель", в области научно-популярной литературы и была посвящена памяти Михаила Гаспарова. В продолжение "римской" темы издательство выпустило книгу Роберта Хьюза "Рим. История города: его культура, облик, люди", позволяющую на протяжении шестисот страниц проследить культурное и общественное развитие Рима на протяжении многих веков. Автор отлично справляется с просветительской, не строго научной задачей – доступным языком, на основе ярких и разнообразных примеров осветить особенности жизни в Риме.

Круг интересов автора книги, американского искусствоведа и арт-критика Роберта Хьюза широк – Австралия, Испания и Италия на равных правах находились в сфере его научных интересов, список телевизионных работ и статей Хьюза по-настоящему внушителен.

Хьюз описывает Рим от его зарождения до сегодняшнего дня. В поле зрения автора попадают поэты и кинорежиссеры, но особый упор он делает на биографиях римских живописцев, архитекторов. Автор субъективен: некоторые его высказывания о роли католической церкви в жизни Рима слишком резки, однако многочисленные отступления от основного повествования и неординарные рассуждения делают чтение книги "Рим. История города" захватывающим. Книга полна отсылок к разнообразным источникам – от трудов Иосифа Флавия и Тита Ливия до книг Джорджо Вазари и Фердинанда Грегоровиуса. Далеко не каждый любитель истории имеет время и силы полностью изучить эти произведения, и, что очень ценно, Хьюз выбирает наиболее любопытные цитаты из них для первого ознакомления.

Автор восхищается древнеримской скульптурой и архитектурой, полон уважения к наследию Николя Пуссена, Микеланджело, Рафаэля и многих других знаменитых личностей своего времени. Его подход к модернистскому и постмодернистскому искусству тем не менее нельзя назвать однозначно восхищенным или скептическим. Скорее Хьюз следует системе отделения "зерен от плевел", пытаясь разграничить подражание, дилетантизм и высокое искусство.

Книга интересна не только искусствоведческими оценками и историко-культурными суждениями, но и главой "Рим в XVIII веке: неоклассицизм и Гран-тур", где Хьюз повествует о взаимоотношениях жителей Рима и других стран, а также финальными разделами "Футуризм и фашизм" и "Рим освобожденный". Автору явно ближе свобода духа, чем излишняя богобоязненность, как, например, одному из эпизодических героев его книги – Перси Биши Шелли. Хьюз полностью солидарен с его оценкой деятельности первого византийского императора Константина: "Как истинному антиклерикалу, Шелли было мучительно видеть рядом с Колизеем арку Константина, которая была построена во славу "христианской гадины, ползущей по крови своей убитой семьи к вершинам власти", хотя и признавал за этой аркой "совершенство и изысканную красоту". В его глазах самобытность древнеримских развалин затмевала все остальное".

Главу "Футуризм и фашизм" Роберт Хьюз начинает с биографии итальянского поэта и политика Габриэле Д’ Аннунцио, постепенно вплетая в повествование все новые и новые факты о правлении Бенито Муссолини, общественной и культурной жизни Рима в страшное время фашистского режима, а ближе к середине повествования рискованно высказывается по поводу общественного положения части творческой интеллигенции тех лет и о современных стереотипах нашего мышления: "Традиционная либеральная точка зрения заключается в том, что фашизм неизменно противостоял всему новому и прогрессивному в итальянской культуре: после поражения Италии во Второй мировой войне она превратилась в безусловную доктрину, потому что большинство итальянцев тогда хотели только одного – забыть о Дуче и о горечи поражения. "Там, где была культура, не было фашизма, – писал итальянский философ Норберто Боббио, – а где был фашизм – не было культуры. Фашистская культура никогда не существовала". Эта добродетельная антифашистская точка зрения не менее вредна и глупа, чем культурные установки самого фашизма". Помимо прочего, книга оформлена репродукциями, фотографиями архитектурных памятников, позволяющими в совокупности с интересно изложенным текстом окунуться в разные периоды истории Рима, проследить важные изменения в общественной жизни и искусстве.


ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО