Пресса

Новые детективы — в обзоре Галины Юзефович

Галина Юзефович MEDUZA Галина Юзефович

Джон Вердон. Зажмурься покрепче.

Сыщик: Дэйв Гурни, детектив в отставке, тяжело переживающий кризис идентичности, разлад с любимой женой и гибель маленького сына.

Сюжет: Странная свадьба (талантливый психиатр, директор элитной школы для "особых" девочек, женится на собственной юной выпускнице) заканчивается еще более странным и трагическим образом. Невеста заходит в домик садовника, и через пятнадцать минут жених находит ее там — обезглавленную. Все подозрения падают на садовника-мексиканца, издавна не долюбливавшего невесту, но того и след простыл. Следствие заходит в тупик, и чтобы сдвинуть его с мертвой точки, безутешная мать убитой девушки нанимает Дэйва Гурни. Параллельно сражаясь с собственными демонами, тот довольно быстро приходит к выводу, что убийство невесты под объективами десятков телекамер и на глазах у сотен гостей — не более, чем верхушка айсберга. То, что поначалу кажется ужасным, но единичным происшествием, оказывается частицей огромного чудовищного плана, в центре которого — маньяк, распознать его под добропорядочной личиной не под силу даже самому внимательному наблюдателю.

Достоинства: Роман Джона Вердона обладает внутренним простором — героя бросает из мира миллионеров в мир "белого мусора" с остановкой в мире современного искусства (все три описаны убедительно и со знанием дела). Второстепенные герои, бесконечно путающиеся под ногами у следствия, крайне выразительны и колоритны, а созданная вокруг сыщика плотная, удушающая атмосфера с явным привкусом ночного кошмара заставит читателя вспомнить лучшие вещи Ю Несбе.

Недостатки: Большая часть ружей, любовно развешанных автором по стенам, так никогда и не выстрелит, убийцей окажется именно тот человек, которого вы заподозрите в первую очередь, а душевные муки сыщика при ближайшем рассмотрении покажутся несколько преувеличенными и неоправданными. Впрочем, все читательское разочарование укладывается в последние двадцать страниц, а до этого от книжки Джона Вердона сложно оторваться.

Питер Мэй. Человек с острова Льюис.

Сыщик: Трудно отделаться от впечатления — то ли Питер Мэй списывал у Джона Вердона, то ли наоборот. Главный герой "Человека с острова Льюис" — детектив со святой для каждого российского телезрителя фамилией Маклауд — полицейский в отставке. Как и Дэйв Гурни из "Зажмурься покрепче", он погружен в кризис идентичности. Кроме того, он тоже страдает от разлада с женой (впрочем, не слишком любимой) и болезненно переживает недавнюю смерть маленького сына, погибшего (в точности как сын Гурни) под колесами автомобиля. Впрочем, есть и разница: в отличие от стопроцентного американца Гурни, Дин Маклауд — истинный шотландец, выходец с острова Льюис, одного из островов Гебридского архипелага. Именно туда он возвращается после увольнения из полиции в надежде разобраться с собой и своим будущим. Как принято говорить в таких случаях, "ха-ха-ха".

Сюжет: В торфяных болотах на побережье острова Льюис найдено тело юноши. "Торфяные люди" (так на языке археологов называют подобные находки) способны сохраняться в толще земли тысячелетиями, практически не меняя облика, однако на сей раз юноша погиб сравнительно недавно — не более пятидесяти лет назад, и его тело хранит следы жестокого убийства. Анализ ДНК указывает на родство жертвы с одним из островитян — старым маразматиком-фермером, а по совместительству отцом девушки, в которую Дин Маклауд был влюблен в юности. Надо ли уточнять, что при таких обстоятельствах затеянный Маклаудом ремонт родительского дома придется немного отложить ради поиска правды.

Достоинства: "Островной" детектив — одна из самых привлекательных форм герметического детектива, особенно когда речь идет о таком экзотическом и малолюдном уголке, как Гебридские острова. Все подозреваемые известны заранее, деваться им особо некуда, и все вместе это создает идеальные условия для демонстрации авторских навыков интригостроения.

Недостатки: Увлекшись воссозданием островного колорита (и впрямь крайне самобытного) и описанием сложных отношений между его обитателями, Питер Мэй временами словно бы забывает о собственно детективной линии. И хотя в финале все концы сходятся с концами, есть ощущение, что некоторыми сюжетными полостями можно было бы без особого ущерба пожертвовать. Впрочем, если сразу настроится на то, что "Человек с острова Льюис" — не столько детектив, сколько мрачноватая семейная сага с элементами страноведения, эти пробуксовки будут раздражать куда меньше.


ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО