Пресса

Верные вещи. О воспоминаниях Евгения Ухналева

Софья Сапожникова Скучный дом, 1978 Уроки истории. ХХ век Софья Сапожникова

Биографию петербургского художника и геральдиста Евгения Ухналева проще всего описать, зажав ее между двумя крайними точками. С одной стороны – арест семнадцатилетнего подростка по обвинению в рытье подкопа из Ленинграда под Мавзолей в 1948 г.; с другой – разработка двухголового герба страны, выросшей на месте той, что его арестовала. Провести концептуальную линию между двумя этими фактами гораздо сложнее. В своих воспоминаниях, озаглавленных, как одна из поздних работ, «Это мое», герой подобной задаче вовсе не помогает.

 

Об авторе книги «Это мое» сложно говорить, не переходя на личности. Расказчик не утруждает себя изготовлением литературной маски, что вовсе не означает его искренности или открытости. Ухналев цедит слова сквозь зубы, сухо движется в хронологическом порядке, словно отвечая на неслышные, но вероятно, настойчивые расспросы невидимого читателю собеседника. Детство, эвакуация, учеба, донос, заключение в одиночке, шарашка, реабилитация, Эрмитаж, в котором ему долгие годы доведется работать главным художником. Выставки.