05 октября 2017

"Могила Ленина. Последние дни советской империи" Дэвида Ремника

Распад самой могущественной империи как он есть — в нашем издательстве выходит книга-исследование Пулитцеровского лауреата Дэвида Ремника "Могила Ленина. Последние дни советской империи".

Сразу хочется сказать, что книга "Могила Ленина" — потрясающее своей точностью и масштабностью литературное явление. И по-настоящему серьезная литература. Такая, которую не просто советуют, а вкладывают в руки со словами: "Это необходимо вспомнить". Простите за пафос, обычно мы не склонны к нему в наших описаниях, но здесь сдержаться невозможно — Дэвид Ремник написал блестящую книгу-исследование о нашем прошлом, которое, увы, продолжает быть нашим настоящим. С 1993 года (книга издана на английском в этом году, и 1994 году Ремника отмечают за нее Пулитцеровской премией) минуло 24 года, но рассказ американского журналиста о крушении Советского Союза актуален как никогда.

Дэвид Ремник и его жена Эстер приехали в СССР в 1988, а покинули его в августе 1991. Через сутки Ремник вернулся в Союз один, пробыв в Штатах всего день — путч, танки на Кутузовском, мешанина из событий и ожиданий. Как хороший репортер, он обязан был быть на месте и следить за развитием событий. А Дэвид Ремник — гениальный репортер. Уже на первых страницах этой летописи падения СССР вы в этом убедитесь.

Его рассказ строится не на исторических фактах, хотя их вам тоже предоставят в избытке, его рассказ опирается на личные истории. В своей книге "Могила Ленина" Ремник упоминает о Надежде Мандельштам, Венедикте Ерофееве, Наталье Горбаневской, Льве Копелеве, Генрихе Иоффе, Рое Медведеве, Татьяне Толстой. Их размышления, жизненные истории и выдержки из интервью разбросаны по страницам, только успевай собирать. Ремник пытался достучаться до единственного живого к тому времени соратника Сталина — Лазаря Кагановича. Каганович жил в районе Фрунзенской набережной, слыл знатным умельцем игры в домино. Старик выходил во двор и садился играть со всеми, кто проявлял интерес. Соседи знали, что Каганович творил при Сталине, но что поделать? "Такая наша жизнь", — сказал один из них.

Дэвиду Ремнику в своей книге "Могила Ленина" удалось поймать главное — народу, глубоко травмированному, долгое время прожившему в иллюзиях и изоляции, опекаемому государством со всех сторон, невозможно моментально излечиться и стать открытым и свободным. Должно пройти время и смениться поколения. И тут все по Гоголю: чтобы очиститься, необходимо увидеть свои самые гадкие стороны. Ремник убежден: не только увидеть, но говорить о них, признавать их.

"Но и тогда, загруженный срочной работой, я понимал, что у многочисленных событий эпохи Горбачева-Сахарова-Ельцина есть общая логика: едва советский режим смягчился настолько, что позволил беспрепятственно изучать свое прошлое, радикальные перемены стали неизбежны. Едва Система показала себя такой, какая она есть или была, она подписала себе приговор".

Возможно, работа Ремника — наиболее полная история распада Советского Союза. Глубокий анализ происходящего, чувства участников, ожидания народа — американскому журналисту удалось подобрать правильный тон.

Перевод с английского Льва Оборина.