16 мая 2022

Русская проза: "Харассмент" Киры Ярмыш

В 2020 году пресс-секретарь Алексея Навального Кира Ярмыш написала свой первый роман, мгновенно ставший бестселлером. "Невероятные происшествия в женской камере № 3" рассказывали о судьбах женщин, которых главная героиня Аня встречает в спецприемнике. Десять суток за участие в митинге превращаются в путешествие в глубины русского хтонического сознания.

Героиня нового романа Ярмыш тоже сталкивается с торжеством инстинктов и несовершенством общества, только совсем в другой плоскости. И здесь стоит сказать главное: "Харассмет" – это не роман о хороших и наивных девушках и отвратительных и мерзких мужчинах, которые пытаются их использовать. Всё намного тоньше и глубже. Тему харассмента, самоценную, невероятно важную и актуальную саму по себе, Ярмыш использует в том числе и для того, чтобы рассмотреть устройство общества в целом. Ведь в животном мире, вроде бы, всё довольно понятно. Самки и самцы совершают определенные брачные ритуалы (распускание перьев, смену окраса, сложную систему танцев), привлекая представителей противоположного пола с единственной целью – вступить с ними в половой контакт для продолжения рода. В человеческом социуме роль такого обряда играет флирт. Вот только человек сложнее шалфейного тетерева или бананового слизня: он может танцевать не для того, чтобы привлечь партнера, а просто для себя. Потому что ему это нравится. Это всё к вопросу о так часто раздающемся в обществе "а зачем она тогда так разоделась", "сама же согласилась с ним выпить" и "а чего ожидала, если подмигивала". Именно что ничего не ожидала. Героиня "Харассмента" Инга – красивая двадцатисемилетняя девушка, для которой флирт – самоцель, а никак не средство.

"Самое большое из известных ей удовольствий Инга находила в том, чтобы нравиться кому‑то. Она обожала внимание, и поэтому стоило ей заметить, что кто‑то проявил к ней интерес, как она принималась отчаянно кокетничать в надежде распалить его еще сильнее. Парадокс заключался в том, что это ее поведение, которое большинство принимало за многообещающую прелюдию, для Инги было конечной целью. Ей вполне хватало морального удовлетворения, потому что физическое требовало чрезмерных усилий при сомнительном, особенно на первых порах, результате".

Выбор такой героини позволили Ярмыш всесторонне исследовать вопрос считывания (или не считывания) знаков внимания (или невнимания). А также их роли в современном обществе. Неумение, а скорее нежелание, понимать, что чувствует другой человек, можно замаскировать следованием общепринятым, но при этом невероятно вульгарным, трактовкам: на уровне "если улыбнулась – значит, хочет".

При этом Ярмыш не стремится дать своим героям оценки и навесить на них ярлыки. Сюжетные коллизии – это не столько попытка запечатлеть конкретную жизненную ситуацию, сколько приглашение подумать и порассуждать над самой темой. И здесь всплывает подтекст истории – влияние власти на человека. И это влияние может быть самым разным: от вполне обычного подавления чужой воли тем, кто – пусть даже на уровне обычной карьерной лестницы – находится выше тебя, до размышлений о том, как, получив власть, жертва с готовностью может стать мучителем, достаточно лишь предложить ей эту роль. Потому что проявления харассмента вполне заурядны и банальны, но вот его причины и корни уходят настолько глубоко в основы общества, что становится понятно, что выкорчевать это растение безболезненно не получится.