Эрик Ларсон. Мертвый след

26 июня 2016
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Галина Юзефович

Сюжет: Документальный роман американского писателя, историка и журналиста Эрика Ларсона — это не вполне детектив, а скорее классический триллер, в котором суть произошедшего известна заранее, но, что называется, важны подробности. 27 мая 1915 года английский пассажирский лайнер "Лузитания", шедший под американским флагом в британских прибрежных водах, был торпедирован германской подлодкой. Корабль мгновенно затонул, причем более тысячи человек утонули (вопреки морскому кодексу тех лет субмарины не пытались спасать экипаж и пассажиров потопленных ими вражеских судов). Гибель "Лузитании" стала одним из поводов для вступления США в войну на стороне Антанты и вообще той точкой, после которой маховик Первой мировой раскрутился на полную. Однако Ларсона интересуют не последствия, а истоки: маленькие ручейки, случайные и неслучайные совпадения, частные судьбы, ошибки, надежды и опасения сливаются и образуют могучий поток, с неотвратимой властностью несущий роскошную четырехтрубную "Лузитанию" навстречу немецкой торпеде. Если бы жена президента Вудро Вильсона прожила на пару лет дольше. Если бы нью-йоркский книготорговец не отправился в Европу на поиски редких книг. Если бы король Англии чуть лучше относился к своему кузену — кайзеру Вильгельму. Если бы при дворе последнего верх взяла другая партия генералов. Если бы видимость в тот роковой день была чуть хуже. Если бы капитан Тернер, твердой рукой направлявший "Лузитанию" в гавань, оказался чуть менее опытен и отважен. Если бы радиограммы немецких подлодок не были расшифрованы британской морской разведкой, а в бортах корабля не было так называемых "угольных туннелей"… Из этих и множества других "если", подобно сухим листьям опадающих по мере продвижения к трагическому финалу, складывается цепочка событий, наблюдать за которыми одновременно захватывающе и почти больно.

Достоинства: Умение собрать из мелкого исторического дребезга повествование одновременно безукоризненно достоверное и в то же время безупречно стройное и сюжетное — навык, которым обладают относительно многие западные историки и почти никогда историки российские. Ларсон, выдающийся представитель западной исторической школы, берет огромный информационный массив и отсекает от него все лишнее таким образом, что на выходе получается текст увлекательный, щемяще трогательный и правдивый. Если вдруг вы не успели забыть блестящую книгу Петера Энглунда "Восторг и боль сражения", также повествующую о Первой мировой войне, то "Мертвый след" Ларсона — вещь той же породы, только еще со встроенной внутрь детективной пружиной.