Каждый год в мире выходят тысячи биографий и мемуаров знаменитых людей, и многие писатели сделали себе имя именно как биографы, но даже на этом фоне Уолтер Айзексон смотрится особенно. Уолтер Айзексон — американский журналист, автор книг о Бенджамине Франклине и Генри Киссинджере, а также единственной авторизованной биографии Стива Джобса, которая стала бестселлером в десятках стран, включая Россию. Теперь, с выходом русского перевода его почти тысячестраничного жизнеописания Альберта Эйнштейна, становится окончательно ясно, что Айзексон — пожалуй, самый амбициозный биограф в мире.
Альберт Эйнштейн умер в апреле 1955-го, а за два месяца до этого на свет появился Стив Джобс. Таким образом две книги Айзексона можно рассматривать как своеобразную дилогию, а 130 лет со дня рождения Эйнштейна до дня смерти Джобса — как “длинный XX век”, в противовес короткому веку от начала Первой мировой до крушения Советского Союза. Длинный век творчества и воображения в науке и — можно сказать и так — технике.
Главный принцип Айзексона-биографа — обстоятельность. Его книги не столько подчеркивают ту или иную грань личности героя, сколько дают максимально подробное представление о конкретном человеке, оставляя выводы читателю. Так получилось и с “Эйнштейном”, но все-таки уже в предисловии Айзексон смотрит на своего героя под определенным углом: биограф говорит, что собирается объяснить, как один человек мог быть таким разным — как, например, Эйнштейн смог одновременно стать символом науки, портретом на миллионах футболок в каждом уголке земного шара, и ученым, который сделали физику окончательно непонятной для “обычного человека”. Человеком, который приблизил науку к людям — и который одновременно практически бесконечно отдалил ее от нас. Как и многие великие люди, Эйнштейн мог быть резок и неосторожен с близкими людьми и одновременно был исполнен любви к человечеству в целом. Он в принципе симпатизировал социалистическим идеям, но был индивидуалистом каких мало. И так далее — практически до бесконечности.
В самом конце книги Уолтер Айзексон рассказывает печальную историю о том, как после смерти Эйнштейна его мозг стал предметом научных исследований: если человек был гений, неужели эту гениальность нельзя разглядеть в строении его мозга? Короткий ответ: нет, нельзя, потому что одного разума мало — нужно еще могучее воображение. К счастью, сам Айзексон избрал другой подход. Не ставя перед собой заведомо неразрешимых вопросов вроде “что сделало Эйнштейна гением?”, он сотня за сотней страниц выкладывает перед читателям все детали и детальки, которые составляли жизнь этого удивительного человека. Мы никогда не узнаем и не поймем Альберта Эйнштейна полностью — на это может рассчитывать только полубезумный исследователь его давно умершего мозга — но благодаря “Эйнштейну” Уолтера Айзексона мы приблизились к этой цели максимально близко.