Научно-популярная литература давно избрала человеческий мозг одной из своих центральных тем. Последние открытия, сделанные в нейробиологии, зарождение эмоций, механизмы, лежащие в основе памяти - все это важные темы для авторов научно-популярных книг. И сегодня мы хотим поговорить о тех из них, что кажутся нам наиболее яркими.
Новейшие методы нейровизуализации помогают ученым узнать о мозге то, что долгое время казалось тайной за семью печатями. Также об этом можем узнать и мы - благодаря массе научно-популярных книг, посвященных человеческому мозгу. И, пожалуй, самой подробной и обстоятельной из них можно назвать книгу научного журналиста Риты Картер "Как работает мозг".
Это серьезный труд может казаться пугающим: двести с лишним страниц, и все они посвящены теме, в которой мало кто из нас хоть сколько-нибудь разбирается. Однако это лишь первое впечатление. Пишет Картер легко и очень доступно. Кроме того, в ее книге - богатейший иллюстративный материал, подкрепляющий увлекательную экскурсию по мозгу яркими образами.
Картер рассказывает не только о том, как за последние годы продвинулась вперед наука о человеческом мозге - хотя истории она уделяет немало внимания. Но все же в центре ее повествования находятся последние научные открытия, способные помочь не только нейробиологам и медикам, но и обычным людям лучше понять свое поведение.
Целая глава в книге - "Свой внутренний мир" - посвящена тому, почему мы все такие разные, и почему мозг одного человека на физическом уровне отличается от мозга другого. Наши уникальные особенности, а это в том числе и некоторые заболевания - вроде синестезии, при которой некоторые видят слышимое или обоняют видимое, - делают нас не похожими друг на друга. И в ответе за это именно мозг.
"Индивидуальный взгляд каждого из нас определяется генами и формированием мозга под влиянием всего жизненного опыта. Например, мозг музыкантов даже на анатомическом уровне отличаются от мозга других людей, и когда музыкант исполняет или слышит музыку, его мозг работает иначе, чем мозг немузыканта. Так, в ходе одного исследования выяснилось, что часть мозга, реагирующая на звуки, у музыкантов в среднем на 130 % больше, чем у немузыкантов, и что объем этой части мозга увеличивается у них под непосредственным влиянием опыта исполнения и восприятия музыки. Причем, судя по всему, своеобразный “взгляд” музыкантов на мир не ограничивается повышенной чувствительностью к музыке. Похоже, что они также отличаются повышенной чувствительностью к эмоциям, по крайней мере в некоторых аспектах. Например, они легче улавливают интонации голоса собеседника или нотки отчаяния в крике младенца, и все это делает их жизнь в среднем эмоционально насыщеннее жизни немузыкантов".
Подобных примеров в книге Картер немало. Ей интересен и сам мозг - как важнейший человеческий орган, так и мозг конкретных людей - например, Альберта Эйнштейна. Свои истории она рассказывает так увлекательно, что читатель мгновенно привыкает к научной терминологии, и он начинает уже вполне свободно ориентироваться в том извилистом пути, которым его ведет Картер.
Столь же доступной и увлекательной, но написанной еще и с большим чувством юмора, является и книга Аси Казанцевой "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости". Только Казанцева подходит к рассказу о мозге с более житейской стороны. Почему мы так привязаны к еде, если это всего лишь источник энергии для нашего организма? Почему наутро после бурной вечеринки мы не можем вспомнить и половины того, что с нами происходило накануне? Почему мрачная погода за окном и дождливая осень не дают нам работать так же бодро, как в хорошие, солнечные дни? Почему депрессия - это страшно, и откуда вообще она берется?
В этой книге есть ответы на все эти "почему". Казанцева с одинаковой легкостью оперирует как научными понятиями, так и простыми бытовыми случаями и даже анекдотами. Ее любопытство исследователя захватывает и подталкивает к собственным экспериментам. А также дает представление о том, с чем экспериментировать все же не стоит. Благодаря Казанцевой мозг больше не кажется чем-то пугающим - наоборот, мы лучше начинаем понимать и его принципы работы, и самих себя.
"В течение всей эволюции нашего вида преимущество получали именно те люди и сообщества, которым удавалось изобрести что-нибудь крутое, будь то олдувайский скребок, земледелие, аркебуза или атомная электростанция. А вот способность не есть еду, когда удалось ее добыть, никакого эволюционного преимущества не приносила. Наоборот, еды всегда не хватало, и способность запасать жир, когда есть такая возможность, была очень ценной — не случайно все палеолитические Венеры, доисторические женские статуэтки, обладают устрашающе гипертрофированными грудью, бедрами и животом".
Кстати, о еде. Профессор психологии Йельского университета Пол Блум в своей книге "Наука удовольствия" тоже рассказывает о том, почему некоторые простые вещи - вроде еды - вызывают у нас ни с чем не сравнимое удовольствие. Что именно посылает нашему мозгу сигнал продолжать есть, когда мы уже сыты? Что заставляет нас бросаться во все тяжкие ради стремительного и мимолетного секса? Почему мы готовы отдать кучу денег за билет на концерт любимого музыканта в другом городе? Отчего одни азартны, а другие нет?
Отвечая на эти вопросы, Блум пишет, что стремление к удовольствиям - это не результат работы "низменных инстинктов". Именно так, в частности, распоряжается нами мозг - главенствующий орган, противостоять которому мы никак не можем.
"На минуту оставим художественный вымысел и рассмотрим другую загадку: почему молодые животные, в том числе люди, затевают игровые схватки? Почему дети получают удовольствие от того, что толкают и сбивают друг друга с ног? Это не просто желание потренировать мускулы: в этом случае они скорее выполняли бы отжимания и приседания. Это не садизм и не мазохизм. Радость приносит сама борьба, а не боль и не причинение боли.
Разгадка такова: игровая схватка — это вид практики. Борьба — полезный навык, и практика позволяет его развить. Если вам многократно доведется драться, вы будете драться лучше. Но если вы проиграете, вы можете погибнуть или стать калекой, да и победители ломают себе пальцы, расквашивают носы и страдают. Как получить нужное, не страдая? Вот остроумное решение: животные, которые дружат или состоят в родстве, могут использовать друг друга, чтобы развить свои боевые навыки, при этом сдерживая себя, чтобы никто не пострадал. Вот зачем нужны игровые схватки".
Блум пишет хлестко, перемежая научные данные историями из жизни. Эта книга, безусловно, больше посвящена эмоциям, нежели мозгу. Однако именно рассказы Блума помогают лучше ориентироваться в том, что нами управляет, и даже сдерживать себя в ситуациях, когда кажется, что ни за что не устоишь перед искушением.