03 февраля 2016

TED Books: "Сын террориста" Зака Ибрагима

В серии TED Books — переводе знаменитого просветительского проекта на русский язык — вышли уже пять книг. Совсем разных — о математике любви, о дизайне, о микробах внутри нас, о нашей грядущей жизни на Марсе и о будущем архитектуры — и вместе с тем немного похожих: все они про T и D из аббревиатуры TED, про Technology и Design. Шестая книга — “Сын террориста” Зака Ибрагима — совсем про другое.

Про что она? Про то, как один отдельно взятый человек отказался проживать ту жизнь, которую за него придумали другие. Как сын отказался отвечать за отца, а на жестокость решил отвечать вниманием и терпимостью к окружающему миру.

Настоящее имя Зака Ибрагима — Абдулазиз Эль-Саид Нуссар. Его отец Саид Эль-Нуссар — террорист, оправданный судом присяжных предполагаемый убийца влиятельного радикального раввина Меира Кахане, а затем и один из организаторов теракта во Всемирном Торговом Центре в феврале 1993 года. Его мать — Карен Миллс, обратившаяся в ислам уроженка Питтсбурга. Он сам — маленький мальчик, которого много лет обижали в школе и просто так, и потому, что он сын террориста, выросший среди террористов, считавший их своими ближайшими родственниками. И — не ставший террористом.

Как же так получилось, что Заку — в детстве его, тогда еще Абдулазиза, звали просто “Зи” — удалось вырваться из уготованного ему сценария? Этому и посвящена его совсем небольшая дебютная книга, выросшая из крошечного, меньше чем на 10 минут, выступления на конференции TED в 2014 году. В ней нет каких-то готовых правильных ответов, есть только история одного юноши, который, выражаясь словами его матери, “устал ненавидеть людей”, которых ему было положено ненавидеть — евреев, геев, вообще всех немусульман — и устал ждать, что его отец вернется: перестанет отдавать террору предпочтение перед собственными детьми.

В книге “Сын террориста” нет рецептов, но есть один большой практический пример, который зачастую оказывается полезнее десятка теоретических советов. Своей жизнью Зак Ибрагим показал, что, в конечном счете, все зависит от конкретного человека. Сменив фамилию в подростковом возрасте, впоследствии он решил, что гораздо лучше будет не скрываться, и начал говорить с близкими друзьями, а затем и с другими людьми о том, кто его отец. Он решил, что “сын террориста” — это не диагноз, а всего лишь условие сложной жизненной задачи, и блестяще с ней справился. Он действительно сын террориста, но он — другой. И он очень надеется, что его история поможет множеству сыновей и дочерей по всему миру.

“Сын террориста” Зака Ибрагима появится в продаже в феврале. Это шестая книга в серии TED Books.