29 апреля 2014

Зарубежный остросюжетный роман: викторианская готика

Зарубежный остросюжетный роман стоит на трех китах: страх, саспенс, интрига. Мастера жанра так крепко держат читателя, что он даже во сне видит "продолжения" прочитанных книг. Тесное переплетение детективного сюжета с традициями готического романа не позволяют нам оторваться от книжки ни на секунду. Вроде и страшно до чертиков, а все равно не терпится узнать, чем же все закончится.

Одним из классических примеров готического остросюжетного романа стала книга Артура Филлипса "Ангелика", вышедшая в издательстве "Эксмо". По собственному признанию писателя, он собирался написать о женщине, которая была бы почти полностью изолирована от общества, которой было бы неоткуда получить психологическую помощь, которая жила бы в мире, где невозможно отличить фантазию от реальности. И тут американец Филлипс вспомнил про викторианский Лондон - город, до сих пор вдохновляющий самых разных творцов - и поселил там Ангелику с ее родителями.

 title=

Филипс, вообще-то, блестяще чувствует время. Ему как никому другому в наше время удаются стилизации. И, читая "Ангелику", полностью погружаешься в викторианскую эпоху: мрачную, пронизанную ледяными сквозняками и пропитанную туманами, где люди - не то тени, не то герои ночных кошмаров.

Этот роман повествует о маленькой девочке и ее родителях - деспотичном отце и слабой, болезненной матери. Во всяком случае, поначалу кажется, что все именно так. Но Филлипс ловко обманывает читателя, не раскрывая карты вплоть до финала. Трясясь от ужаса, понимаешь, что ближе к концу сопереживаешь уже не тем, кому сопереживал вначале. И, хотя роман совершенно "герметичный" - героев в нем совсем немного, - персонажи успевают не только полностью раскрыть свои характеры, но и поменяться ролями.

Этот ход - с обманом читателя - в зарубежном остросюжетном романе применяется часто. И на нем, в частности, построена книга Дианы Сеттерфилд "Тринадцатая сказка", вышедшая в издательстве "Азбука". В Великобритании она вышла в 2006 году и мгновенно стала классикой жанра.

 title=

В своем дебютном романе Сеттерфилд демонстрирует настоящее "взрослое" мастерство. От первой до последней страницы "Тринадцатая сказка" читается залпом, а искушенный читатель с удовольствие находит аллюзии, отсылающие как к классическим произведениям вроде "Грозового перевала", так и к более современным, вроде книг Дафны Дю Морье и Стивена Кинга.

Главная героиня романа, Маргарет Ли - самый настоящий книжный червь. Общению со сверстниками она предпочитает книги, и целыми днями пропадает в букинистической лавке своего отца. Однажды Маргарет получает приглашение от самой известной писательницы Британии Виды Винтер стать ее биографом. Заинтригованная девушка приезжает в поместье Винтер, где в таинственном готическом особняке ей предстоит разгадать темную и страшную тайну.

Похожий антураж - готический особняк, странные люди, пугающие шорохи и тотальное одиночество - можно найти и в романе Джона Бойна "Здесь обитают призраки" ("Фантом-Пресс"). Как и Филлипс, Бойн также пишет свою книгу, используя традиции готических и викторианских романов. Но, в отличие и от Филлипса, и от Сеттерфилд, Бойна гораздо больше привлекает страх: страх, которому подвержена главная героиня, Элайза, и страх, который испытывает читатель, видя перед глазами бесконечный густой и плотный туман, зловещих призраков и несчастных людей, которым страшное проклятье не позволяет избежать их печальной участи.

 title=

Бойн не обманывает читателя: он подает ему страх в чистом виде. И в финале нас не ждет хэппи-энд. Послевкусие от этого остросюжетного романа, в котором есть что-то от "Холодного дома", что-то - от "Оливера Твиста" (но вовсе нет диккенсовского хихикания) остается надолго, и какое-то время стараешься избегать темных переулков, чужих тайн и разговоров о спиритизме.

Зарубежный остросюжетный роман - это не только викторианские ужасы. Иногда это еще и волшебство. Например, в романе Эрин Моргенштерн "Ночной цирк", вышедшем в издательстве Corpus, этого волшебства с избытком. Фокусники в нем становятся настоящими колдунами, способными даровать и забирать жизни. И эта лишь одна привлекательная сторона книги. Другая - это сам цирк.

 title=

Кочевая жизнь цирковых давно привлекает людей, которые находят в ней романтику. Но для главных героев "Ночного цирка" эта романтика может закончиться смертью. Селии и Марко должны играть в страшно опасную игру, которую когда-то давно начали их опекуну - могущественные и почти всесильные маги. Поначалу испытав друг к другу недоверие, Селия и Марко постепенно сближаются и влюбляются друг в друга. Объединившись, они стараются прервать ход игры, грозящей смертельной опасностью не только им самим, но и всем тем, кто населяет будоражащий и таинственный Цирк сновидений.

Погружаясь в это волшебство, забываешь обо всем, что происходит вокруг. Это действительно магическая книга, заставляющая сопереживать героям и по-настоящему нервничать. Собственно, это и есть одна из важнейших составляющих остросюжетного романа: напугать и заинтриговать читателя так, чтобы он верил в то, что события, разворачивающиеся в книге, происходят на самом деле.

В разделе "Зарубежный остросюжетный роман" на сайте издательства Corpus вы найдете еще больше произведений, написанных в этом жанре.