15 ноября 2022

"Каждый роман Амели Нотомб – шкатулочка с двойным дном". Ирина Кузнецова рассказывает о романе "Аэростаты"

В ноябре 2022 года в издательстве Corpus вышла книга, объединившая два новых, самых последних, романа Амели Нотомб – "Аэростаты. Первая кровь" (перевод с французского – Ирина Кузнецова и Ирина Стаф). Мы попросили Ирину Кузнецову рассказать о своих впечатлениях от "Аэростатов" и с радостью делимся ими с вами.


Каждый роман Амели Нотомб — шкатулочка с двойным дном. За это ее и любят, поэтому у нее столько поклонников по всему миру и столько литературных наград. Открывая эти шкатулки, надо быть настороже — сюжеты делают иногда невероятные зигзаги. И главное, ничего из того, что она нам рассказывает, не стоит понимать буквально. Реальность под ее пером порой выплескивается за грань возможного, становясь и вовсе нереальной. Но это нам только кажется. В каждой "нереальной" нотомбовской ситуации присутствует собственная реальность, просто она ловко спрятана. Все свои открытия Нотомб черпает в себе самой, отчасти даже в своем подсознании. И, как она призналась когда-то в одном из интервью, если бы она не писала романы, то, скорее всего, никогда бы и не узнала, что там творится. И это тоже, конечно, не следует понимать буквально.

"Аэростаты" — роман о молодости, очень искренний и поэтичный. Это первая из почти тридцати книг Амели Нотомб, в которой местом действия избран Брюссель, ее родной город. И все, что происходит с героиней романа, девятнадцатилетней студенткой по имени Анж (Анж по-французски значит "Ангел"), происходило и с самой писательницей, но, разумеется, не совсем так, как это выглядит в книге. Амели Нотомб пишет здесь о себе и о своей юности, увиденной совсем другими глазами годы спустя. "Анж — это я в девятнадцать лет", — сказала Нотомб, представляя новую книгу перед камерой.

Юность принято считать прекраснейшим временем в человеческой судьбе. Нотомб с этим решительно не согласна. Для Анж, как и для Пия, которому она дает уроки литературы, готовя его к выпускным экзаменам, это время сомнений в себе, безуспешных поисков любви, друзей, поисков согласия с собой. Обсуждая книги, они разговаривают, по сути, о себе и друг о друге, сознавая, что они не такие, как все, и им в жизни придется нелегко. Оба считают себя взрослыми, хотя еще только стоят на пороге настоящего взросления, поэтому то и дело спотыкаются, ошибаются, не понимая, как им жить. Оба очень скованны — не только обстоятельствами, но и непреодоленными подростковыми комплексами. Чтобы вырваться, им остается только взлететь, как аэростаты, которые обожает, по ее собственным словам, Амели Нотомб. Но это, разумеется, опасно, предупреждает она.

Анж страшно серьезна. Амели теперь куда менее серьезна, как она сама говорит. "Молодость — это талант, — пишет она, — и нужно время, чтобы им овладеть. Много лет спустя я наконец стала молодой".