27 сентября 2019

Серия "Писатели на "Свободе": "Застолье Петра Вайля"

Пётр Вайль родился в Риге, поступил на Судостроительный факультет Рижского Технического института, работал грузчиком, пожарным, кладбищенским рабочим. Проучившись три года, попал в ряды Советской армии, а после на редакторский факультет Московского полиграфического института. В 1977 году эмигрировал в США. Здесь он сотрудничал с газетами "Новое русское слово", "Новый американец", которой руководил Сергей Довлатов, а в 1984 году поступил работать в нью-йоркское отделение Русской службы Радио Свобода, которое возглавил в 1988 году. Более 20 лет, вплоть до самой смерти, провел Петр Вайль у микрофона: освещал события, участвовал в интервью, вел программы, давал комментарии и рассказывал о тех удивительных людях и невероятных ситуациях, с которыми сталкивала его жизнь.

"Застолье Петра Вайля", открывающее издательскую серию "Писатели на "Свободе", – это сборник выступлений писателя на Радио Свобода с 1986 по 2008 год, а также воспоминаний о нем коллег, друзей и членов семьи. Книга состоит из пяти больших тематических разделов.

"Письменный стол" объединяет темы, связанные с литературой: это и рассказ о Сергее Довлатове, через несколько дней после того, как писателя не стало, и анализ последнего стихотворения Иосифа Бродского и его книги "О скорби и разуме", и размышления о писательском и журналистском ремесле, и обстоятельная беседа с Иваном Толстым обо всем на свете: от симфоний Малера и эмигрантской литературы до поездки в воюющую Чечню и европейского пути России. 

В ящиках "Журнального стола" прячутся выступления, посвященные политике, обществу, театру, телевидению, музыке и кино. Чем интересна Япония, что представляет из себя советский театр, о чем пел Александр Башлачев, почему картина Григория Александрова "Встреча на Эльбе", весьма блеклая в художественном плане, стала культовой, кто такой Путин, каким должен был быть памятник Высоцкому и зачем смотреть "Амаркорд" Феллини, "Анни Холл" Вуди Аллена и "Своих парней" Мартина Скорсезе.

"Круглый стол" посвящен обсуждениям и дискуссиям, например, о роли секса в современной русской культуре, или о феномене «писем читателей», или о книге интервью Владимира Путина, или о российском кино и патриотизме на телеэкране.

"Обеденный стол" - торжество хорошего вкуса. В широком смысле этого слова, но прежде всего, именно в еде. При этом сама кулинария для Вайля это не только его страсть, но и возможность вспомнить о былых временах, порассуждать о культуре или окунуться в историю. В чем смысл праздничного стола, что и сколько пили великие американские писатели, правда ли, что древние греки разбавляли вино водой, и как правильно нарезать телятину.

Несколько особняком стоит последняя глава: "За одним столом с Вайлем". Это – воспоминания о Петре Вайле его друзей, коллег и членов семьи: Сергея Гандлевского и Виктора Шендеровича, Эллы Вайль и Бориса Акунина, Елены Петрушанской и Игоря Померанцева, Александра Гениса и Макса Вайля…

В итоге получилась многогранная, захватывающая, глубокая и наполненная юмором книга. Под стать своему главному герою.