Недавно на русском языке в издательстве Corpus вышел роман французского писателя Мишеля Гужона "Человек из кафе “Кранцлер”". Книга рассказывает о том, как власти Третьего Рейха в 1936 году использовали зимние Олимпийские игры, чтобы убедить мировую общественность в том, что Германия не представляет никакой опасности для других стран. Главный герой романа – интеллектуал, разочаровавшийся в политике национал-социалистов и вынужденный скрывать свои взгляды даже от самых близких людей. Рассказываем, почему стоит обратить внимание на книгу "Человек из кафе “Кранцлер”".
Тридцатилетний спортивный журналист крупной берлинской газеты Андреас Купплер считается одним из самых талантливых репортеров. Он специализируется на легкой атлетике и велоспорте, однако может писать почти о любом виде спорта. Среди коллег, которые с уважительной иронией прозвали его Ницше, Андреас пользуется репутацией "умника". И в самом деле, в молодости он учился на факультете гуманитарных наук и надеялся стать преподавателем философии, пока не понял, что его подлинное призвание — это спорт. С самого начала работы в газете непосредственные начальники отмечали усердие и талант Андреаса. Тексты, которые он писал, нуждались лишь в самых незначительных правках или сокращениях. Всего за несколько лет он сделал отличную карьеру.
В феврале 1936 года руководство газеты отправляет Андреаса в Гармиш-Партенкирхен. Здесь, в сердце Баварских Альп, пройдут четвертые зимние Олимпийские игры. Соревнования, служившие витриной нацизму, должны были пустить зрителям пыль в глаза, а зимние игры были генеральной репетицией перед летними, которые должны были состояться в Берлине через полгода, и стать еще более грандиозными. Организаторы Олимпиады хотят продемонстрировать всему миру, что в их режиме нет ничего дурного, показать себя с наилучшей стороны и убедить иностранцев, что все слухи о национал-социализме — ложь.
Однако сам Андреас уже несколько лет не поддерживает политику властей и тем более не считает себя сторонником фюрера. Агрессивные заявления нацистских руководителей и принимаемые по их следам законы наводят на него ужас, а среди соотечественников, с эйфорией встретивших изменения в обществе, он чувствует себя изгоем.
Поездка на Олимпийские игры должна была стать новой вершиной в карьере Андреаса, но события в заснеженных Альпах открывают ему глаза на многое. Теперь он точно знает, на какой он стороне, и понимает, что, несмотря на обретенную внутреннюю свободу, ему грозит смертельная опасность…
"Андреас боролся с ужасной болезнью — нацизмом. Агрессивные бактерии проникли ему в мозг и закапсулировались там, мешая связно мыслить и лишая воли. Несмотря ни на что, он продолжал бороться, а в последние дни — он это чувствовал — у него начали в достаточном количестве вырабатываться антитела. Поездка в Баварские Альпы ускорила мощный процесс, сравнимый с тем, что в медицине именуется иммунным ответом. Может быть, скоро он окончательно выздоровеет?"
Французский писатель Мишель Гужон родился в Сен-Тропе и прославился в первую очередь как автор книг о родном городе. Идея написать роман "Человек из кафе “Кранцлер”" пришла ему в 1965 году, когда будущему писателю было всего одиннадцать лет. Однажды он гулял после школы, когда набрел в портовой части Сен-Тропе на маленькую книжную лавку. Так он познакомился с Эллен Герштель, хозяйкой магазинчика, которую местные жители пренебрежительно называли Немкой.
Эллен была еврейкой и больше всего на свете любила книги. Она покинула Германию в 1933 году, вскоре после прихода к власти Гитлера и нацистов, и обосновалась во Франции. Однако и здесь ее жизнь оказалась в опасности: в стране установился режим коллаборационистов, Эллен стала жертвой облавы на евреев и была отправлена в концлагерь в деревне Гюр. Накануне переправки в Восточную Европу, то есть на верную смерть, ей удалось бежать.
После окончания войны Эллен поселилась в Сен-Тропе и почти полвека занималась любимым ремеслом. Именно она разглядела в маленьком Мишеле интерес к чтению и познакомила его со многими великими произведениями.
"Именно она привила мне вкус к литературе и философии. Как и интерес к Германии, история которой, конечно, не сводится к трагическому зигзагу, заставившему почти весь немецкий народ свернуть с тысячелетнего магистрального пути человечества и принять чудовищный смертоносный поцелуй национал-социализма. Ведь Германия дала рождение Гёте, Канту, Гегелю, Шопенгауэру, Баху, Бетховену и еще многим гениям. Таков парадокс немецкой души, ее непостижимая тайна. Эллен Герштель помогла мне приблизиться к пониманию этой тайны. Во время наших встреч она сдержанно и немногословно рассказывала мне о некоторых событиях в своей жизни. Она же открыла для меня Ханну Арендт, писательницу и философа, тоже изгнанную из родной Германии — она была еврейкой — и тоже интернированную в лагерь в Гюре. Никто лучше автора книги “Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме” не исследовал корни такого явления, как тоталитаризм, который всегда приводит к варварству", — рассказывает Мишель Гужон.
В память об Эллен Герштель, которая сыграла особую роль в судьбе Мишеля Гужона, он решил написать роман "Человек из кафе “Кранцлер”"— историю журналиста, который вступает в борьбу с чудовищной политикой Третьего Рейха. "Я сказал себе, что должен отдать ей дань уважения и написать книгу. Нет, я не выведу ее в лице одного из персонажей, но главной темой книги будет невероятных масштабов трагедия нацизма в Германии. Я понятия не имел, когда осуществлю свой замысел и каким будет сюжет романа. Я просто знал, что сделаю это. Этой книгой я во многом обязан немецкой хозяйке книжного магазина в Сен-Тропе", — подчеркивает Гужон.
Трагическая история Андреаса Купплера — это художественное произведение. Ее персонажи были действующими лицами повести “Непокорный Андреас Купплер”, несколько лет назад опубликованной автором в издательстве Èditions Héloïse d’Ormesson. Она и легла в основу романа "Человек из кафе “Кранцлер”". Критики высоко оценили книгу, а знаменитая французская писательница Амели Нотомб назвала Мишеля Гужона "потрясающим рассказчиком".
Книга, рассказывающая об установлении власти нацистов в Третьем Рейхе, позволяет взглянуть на страшные события XX века глазами простого немца, который не поддерживает фюрера. Напряженная атмосфера романа, главный герой которого находится в смертельной опасности из-за своих взглядов, помогает читателям наиболее полно погрузиться в исторические события.