27 января 2023

История: "Москва монументальная" Кэтрин Зубович

"По-английски их собирательно называют seven sisters – "семь сестер". По-русски они – сталинские высотки. Сообща они составляли – и составляют – Москву монументальную".

Книга Кэтрин Зубович "Москва монументальная. Высотки и городская жизнь в эпоху сталинизма" рассказывает о том, как имперские амбиции советского государства выражали себя в монументальной столичной архитектуре и как эта архитектура меняла быт и даже образ мышления москвичей.

В 1947 году в "Приветствии Москве", посвященном 800-летию столицы, Иосиф Сталин провел четкую параллель между внешним видом города и его идейным значением для всего мира. Москва должна была наглядно и убедительно показывать торжество нового социалистического строя и грядущего коммунизма: грандиозного, захватывающего, монументального:

"Москва является теперь не только инициатором строительства нового быта трудящихся столицы, свободного от нищеты и прозябания миллионов неимущих и безработных. Москва является вместе с тем образцом для всех столиц мира в этом отношении. Одной из серьезнейших язв больших столиц европейских, азиатских и американских стран является наличие трущоб, где миллионы обнищавших трудящихся обречены на прозябание и медленную, мучительную смерть. Заслуга Москвы состоит в том, что она полностью ликвидировала эти трущобы и дала возможность трудящимся переселиться из подвалов и лачуг в квартиры и дома буржуазии и в новые благоустроенные дома, построенные Советской властью".

Старый мир, с его лачугами и трущобами, должен был навеки остаться в прошлом. Красная столица призвана была стать витриной Советского Союза, а главным украшением этой витрины, столпами его величия должны были стать восемь небоскребов, работы по возведению которых как раз и начали в 1947 году. В 1950-е годы семь из задуманных монументальных зданий были достроены.

"Они замышлялись как памятники победе СССР в Великой Отечественной войне, как символы советских культурных достижений и как свидетельство того, что в послевоенную эпоху СССР превратился в мировую сверхдержаву. Высотки проектировались с конкретной целью: превратить Москву в столичный город мирового уровня – такой, чтобы, по словам Сталина, это была "всем столицам – столица".

Впрочем, кроме "сталинских высоток" был еще целый ряд монументальных проектов, берущих начало еще в 30-е годы. Некоторые из них, такие, как канал Москва – Волга и первые линии московского метро, были успешно закончены, а некоторые остались лишь на бумаге: например, легендарный Дворец Советов, который должен был стать самым высоким зданием в мире. В главном зале дворца мог бы целиком поместиться Храм Христа Спасителя. Даже описание гардероба, данное Московским горкомом партии в журнале "Ответы на вопросы рабочих и колхозников", больше похоже на фрагмент из фантастического романа:

"В первом этаже Дворца будут установлены 2 тысячи камер. В каждой камере – 16 кабин, двигающихся по вертикальному конвейеру. Световая сигнализация укажет посетителю свободную кабину.

Посетитель вешает в кабине свою одежду, вынимает из ячейки специальный жетон, и кабина по конвейеру поднимается кверху.

Чтобы получить одежду при уходе, достаточно опустить жетон в ту же ячейку. Тотчас же придет в движение конвейер, у пункта выдачи остановится определенная кабинка лица, опустившего жетон, и дверь кабины автоматически откроется… Посетитель свободен".


  • Pushkin House book Prize: список лучших книг по мнению читателей (2019-2021 гг.);
  • Короткий список премии Cultural Studies Американской Ассоциации преподавателей славянских и восточноевропейских языков;
  • Список лучших книг по версии журнала Foreign Affaires.