В издательстве Corpus вышел роман "Панорама" молодой писательницы Лилии Ассен, который стал настоящим событием в литературном мире. Этот интеллектуальный бестселлер заслужил высокие оценки критиков и читателей, а также принес писательнице несколько очень престижных литературных наград. Действие книги разворачивается в 2049 году во Франции, где был введен так называемый закон Открытости. Все люди живут в стеклянных домах и постоянно следят друг за другом ради общей безопасности. Однако это не помогает до конца искоренить преступность. У всех на виду происходит загадочное преступление – необъяснимым образом пропала целая семья. Рассказываем, почему стоит прочитать этот увлекательный роман, который понравится поклонникам классических антиутопий и сериала "Черное зеркало".
2029 год, Франция. Известный инфлюенсер Хулиан Гомес рассказывает миллиону своих подписчиков, как дядя изнасиловал его, когда он был маленьким. Несмотря на широкий резонанс, полиция закрывает это дело "за истечением срока давности". Но Хулиана это не останавливает: он проводит опрос в своем блоге: "Должен ли он сам свершить правосудие?" Среди опрошенных 87% отвечают "да". Следующим утром он стучит в дверь своего дяди и втыкает нож ему в горло.
Когда Хулиана арестовали, то со всего мира стали приходить послания в его поддержку и требования его освободить. Поскольку правительство никак не реагировало, по всей Франции развернулись манифестации. Люди несли фотографии выпущенных на волю обвиняемых, портреты "мерзавцев", так и не представших перед судом. Все больше людей рассказывали о том, что с ними приключилось: каждый спешил выразить свои претензии к судебной власти, ее нерасторопности и бездействию. Сайт министерства юстиции взломали и переименовали его в министерство беззакония.
Однажды ночью здание Парижского суда заняли около сотни женщин — членов ассоциации жертв семейного насилия, и министр внутренних дел приказал их выдворить. Они отказались подчиниться, стали отбиваться, и одну из них полицейский ударил дубинкой. Этот эпизод, показанный по телевидению, вызвал гнев протестующих. Сотни молодых людей в социальных сетях согласовывали и планировали свои действия. Они собирались все вместе и в одно и то же время повторить поступок Хулиана Гомеса.
Хештег Revenge Week — "Неделя мщения" — завирусился. Францию охватил мятежный дух. Жертвы наказывали своих палачей. Молодой рабочий выбросил из окна своего начальника, который несколько лет изводил его. Студент столкнул под поезд своего соседа, мучившего его собаку. Экологический активист отравил главу нефтяной империи, по чьей вине случились разливы нефти. Одного за другим убивали родителей, измывавшихся над детьми, священников-педофилов, полицейских, злоупотреблявших полномочиями, коррупционеров, избежавших заключения. Расправы снимали на камеру, распространяли в сети, и их лайкали сотни тысяч пользователей.
После семидневного террора Хулиан Гомес наконец вышел на свободу. Габриэль Бока, его адвокат и медийная персона, основала движение "Гражданская открытость", чтобы помочь людям, попавшим в схожую ситуацию. При поддержке других покаявшихся представителей законодательной и исполнительной власти она предложила помиловать всех, кто совершил преступление во время Revenge Week, при условии, что насилие прекратится.
Меньше чем за сутки под ее петицией поставили подписи три миллиона французов. При таких результатах плебисцита "Гражданская открытость" решила пойти дальше. Габриэль Бока запустила проект "Генеральные штаты онлайн", чтобы граждане могли придумать новую модель государственного управления. За несколько месяцев движение снесло общественные институты и свело их до уровня административно-хозяйственных учреждений. Законы, как и все судебные решения, отныне должен был обсуждать и принимать сам народ в интернете. Министерские документы (за исключением оборонного ведомства) предполагалось выкладывать в сети. От политического класса, обвиненного в коррупции, отказались вовсе.
Было принято решение изменить и нормы урбанизма. Современные постройки должны быть прозрачными. Многоэтажки, школы, тюрьмы, больницы, магазины снесут и на их месте построят дома-виварии, где каждый житель будет гарантом безопасности и счастья своих соседей. Согласно преамбуле к французской Конституции 2030 года, Открытость стала "общественным договором, основанным на всеобщей доброжелательности и личной ответственности".
2049 год. За 20 лет жизнь во Франции полностью преобразилась. По ночам дома освещаются изнутри красным светом, а в течение дня можно рассчитывать на бдительность соседей. Промышленникам удалось создать специальное инновационное стекло с повышенной тепло и звукоизоляцией.
В одном из таких стеклянных домов живет и Элен Дюберн вместе с мужем и дочерью-подростком. Когда-то Элен была полицейской, но благодаря закону Открытости жизнь людей стала в прямом смысле прозрачной, а преступность пошла на спад. Полиция стала не нужна, и Эллен теперь трудится стражем безопасности. Ее работа заключается в том, чтобы, разъезжая на велосипеде, проверять, все ли хорошо в разных районах города, принимать превентивные меры, если происходит какое-либо правонарушение, и вмешиваться, если это необходимо. Многие годы никаких серьезных преступлений не происходило. До среды 17 ноября 2049 года.
В богатом районе, где принцип Открытости стал своего рода религией, при загадочных обстоятельствах пропала целая семья — муж, жена и их восьмилетний сын. Определить местонахождение их телефонов не удается, и никто не видел, как они уходили. Подобное исчезновение трех людей кажется попросту невозможным. За расследование этого необычного преступления берется Элен Дюберн, которая еще помнит, какие ужасные вещи происходили во Франции до эпохи Открытости…
"Панорама" – смесь фантастики, увлекательного детектива и футурологического триллера. Книгу написала молодая французская писательница, журналистка и телеведущая Лилия Ассен. "Панорама" стала большим событием в литературном мире и заслужила высокие оценки критиков и читателей, а также принесла Ассен несколько престижных литературных наград, в том числе премию Ренодо лицеистов, премию "Визионеры", а также премию Франсуа Мориака, присуждаемую Французской академией.
Идея романа пришла Лилии Ассен во время эпидемии Covid-19, когда люди следили за тем, чтобы их соседи и знакомые соблюдали меры самоизоляции. "Панорама" – это умная сатира на современное общество, которым управляют IT-корпорации и социальные сети. Книга понравится поклонникам сериала "Черное зеркало" и всем, кто любит знаменитые антиутопии Джорджа Оруэлла и Евгения Замятина.
"Я прекрасно помню, что еще в 2020-е годы появилась мода на бьюти-блогеров, девиц с радостными лицами, которым производители косметики платили за то, чтобы они заходились от восторга перед всем на свете. В отличие от моделей прошлого, они смешивали бизнес с частной жизнью, снимали ролики в туалете, в спальне. Ничто не должно было ускользнуть от объектива камеры, этого падкого до зрелищ павлиньего глаза. Завершив обзор самих себя, продав кремы и готовые замороженные блюда, сушилки для белья и фены для волос, продав свои семейные отношения и свадебные фотографии, они заводили детей, чтобы успешно конкурировать на новом рынке. Нужно было все обнажить, все выставить напоказ: от УЗИ плода до самих родов, от первых шагов сына до первого купания старшенькой. У этих детей никто не спрашивал разрешения, но согласие и не предполагалось, когда виртуальное сообщество становилось семьей, когда ты общался с незнакомыми людьми как с друзьями.
Да я и сама в это верила, смотрела эти фотографии, испытывая уколы ревности и страшно завидуя; казалось, что счастье — это так просто, нужно только пойти в отель такой-то, поесть в ресторане таком-то, купить тот самый крем, те самые шмотки, заплатить такому-то коучу, и все это обойдется гораздо дешевле, если применить промокоды. Я наблюдала, как передо мной проходит жизнь других людей, и потому забывала о своей собственной: она казалась мне абсолютно неинтересной.
[…]
Мой смартфон ничего от меня не требовал, наоборот, предвосхищал мои желания и все, казалось, давал задаром. Позже я поняла, что он питался моей скукой, и я платила всем этим людям своим временем".
Детективный сюжет "Панорамы" будет держать читателей в напряжении до самой последней страницы. Лилия Ассен признается, что большое влияние на роман оказали ее любимые писатели – Жорж Сименон и Агата Кристи.