13 октября 2017

"пгт Вечность" Максима Осипова

Жизнь как она есть — в нашем издательстве выходит новая книга Максима Осипова.

Кто-то наклеил в лифте портрет Сталина. И главный герой уже достал ключ, чтобы прицельно им поработать — соскрести позор, но вдруг замер. Печатными буквами на белом кителе вождя выведено ручкой слово "ПАЛАЧЬ". Именно так, с мягким знаком. Герой улыбнулся, поднес к наклейке руку и стер мягкий знак. Портрет останется, но уже с другим смыслом: пусть стирает тот, кто его наклеил. А если не сотрет, будет каждое утро читать правду на кителе. И другие соседи будут. Может, так даже лучше. Не правда ли, замечательная метафора нашего нынешнего общества? Как и вся проза Осипова.

Максим Осипов написал новую книгу с интересным названием, а мы ее с удовольствием напечатали — "ПГТ Вечность". На первый взгляд, проза Осипова может показаться наивной, даже слегка детской. Но это только на первый. В его рассказах — тонкое и глубокое понимание сегодняшнего дня. В его героях — все человеческие чувства, от раздражения и похоти до сострадания и любви. В его сюжетах — вся жизнь маленького российского человека. Этот человек живет-живет, а потом раз — большой начальник, пожелав развлечься, сметает с лица земли его городок. И человеку, ничего не объясняя, велят убираться. Он без протестов убирается, смущенно негодуя: "Нельзя же целый город ликвидировать…" Отчего же нельзя? Разве у нас чего-то нельзя, если начальник пожелал? Подумаешь, станет на один ПГТ меньше. Россия — страна большая.

Местами болезненные, местами более чем реальные, рассказы Максима Осипова замечательны тем, что в них совсем нет злобы. Автор не ругает власть, не злится на людей за инертность и интерес исключительно к самим себе. Он не стенает и не посыпает голову пеплом. Он меланхолично сострадает. Проза Осипова — проза сострадания. Она как долгий сопереживающий взгляд — не побуждает к действую и яростным протестам, а наполняет необъяснимой силой. А это — признак настоящей литературы.