25 декабря 2013

Популярная психология: «Наука удовольствия» Поля Блума

Популярная психология — раздел, который пополняется у нас не очень часто, но зато каждый раз очень качественно. На этот раз вам представится возможность получить удовольствие от книги Поля Блума, которая и называется соответствующим образом: «Наука удовольствия. Почему мы любим то, что любим».

Автор множества книг и научных статей по психологии, лауреат многих премий, Блум пытается разгадать, что же такого привлекательного есть в привлекательном. От чего конкретно мы получаем удовольствие, когда его получаем. А ведь мы порой получаем удовольствие от весьма странных вещей: «Некоторым девочкам-подросткам нравится резать себя бритвой. Некоторые мужчины расстаются с изрядными деньгами, чтобы их отшлепала проститутка. Средний американец проводит более четырех часов в день перед телевизором. Абстрактное искусство может продаваться за миллионы долларов...» Профессор психологии и когнитивистики Йельского университета не успокоится, пока не дойдет до самой сути. Его книга — по большей части именно о таких, загадочных, удовольствиях. О том, грубо говоря, почему водители притормаживают, чтобы хорошенько рассмотреть место ужасной аварии.

Популярная наука хороша тем, что ученые, съевшие собаку на упражнениях в этом жанре, ловко и без скучного академизма раскладывают все по полочкам, а кроме того, умеют свой предмет преподать так, что мы чувствуем себя будто бы в центре остросюжетного романа. И Блум в этом, конечно, преуспевает.

Основная идея его в том, что удовольствие — вещь непростая, с секретом. Оно не имеет никакого отношения к выживанию и воспроизводству, но тем не менее почему-то занимает в нашей жизни чуть ли не главную позицию. Оказывается, что в современной науке много белых пятен в изучении этого вопроса. И лишь немногие ученые, вроде него, Блума, позволяют себе странные и смелые утверждения о том, что удовольствие глубоко укоренено в наших интуициях, что это нечто сложное, эволюционировавшее, универсальное и во многом врожденное. Блум обосновывает два аргумента, которые обычно не сочетаются: во-первых, что повседневные удовольствия — вещь глубокая и трансцендентная, и во-вторых, что они отражают эволюционировавшую человеческую природу.

Ключ к разгадке наших влечений Блум (вместе со множеством других современных психологов) находит в теории эссенциализма и утверждает, что она помогает объяснить механизм возникновения наших удовольствий: «Удовольствие, которое мы получаем от чего-либо, — это производная от того, что мы думаем об этой вещи». Это касается и изысканных вещей вроде книг и музыке, и вполне себе приземленных, вроде секса и еды. В первой главе он подробно останавливается на этой теории, а следующие шесть глав посвящает отдельным видам удовольствий: еде, сексу, привязанности к предметам обихода (например, сувенирам), к искусству и зрелищам, удовольствию, которое доставляет нам наше воображение, наука и религия — словом, все то, что делает человека человеком.

Блум пытается понять природу удовольствия, демонстрируя и то, как оно развивается в ходе жизни отдельного человека, и его эволюционные истоки. А мы, в свою очередь, получаем удовольствие от возможности, которое всегда нам дарит хороший научпоп, — возможности узнать про себя что-то новое и удивительное.