Тридцатилетний Франсуа-Анри Дезерабль, некогда профессиональный хоккеист, за пять лет, прошедших с выхода его первой книги, стал известным писателем. Роман "Некий господин Пекельный" — небывалый случай — попал в списки всех главных литературных наград Франции и получил несколько престижных премий. О книге рассказывает редактор и переводчик Ирина Кузнецова.
"Может, ты и вправду станешь важной персоной… Так вот! Когда ты будешь встречаться с влиятельными и выдающимися людьми, пообещай, что скажешь им… Пообещай, что скажешь: в Вильно, на улице Большая Погулянка, в доме шестнадцать, жил некий господин Пекельный…" С такой трогательной просьбой один скромный литовский еврей обратился к соседскому мальчику Роману Кацеву, которому и в самом деле предстояло стать великим Роменом Гари — блестящим писателем, военным летчиком, дипломатом, героем Второй мировой и азартным мистификатором, прославившимся в конце жизни еще и как загадочный романист-невидимка Эмиль Ажар.
Мальчик вырос и выполнил просьбу. "На трибунах ООН и во французском посольстве в Лондоне, в Федеральном дворце в Берне и на Елисейских Полях, перед Шарлем де Голлем и Вышинским, перед высокими сановниками и сильными мира сего я никогда не забывал упомянуть о маленьком человеке и, выступая по многим каналам американского телевидения, неоднократно сообщал десяткам миллионов телезрителей, что в доме 16 по улице Большая Погулянка, в Вильно, некогда жил некий господин Пекельный, упокой Господь его душу". Так, во всяком случае, рассказывает об этом сам Ромен Гари в своем автобиографическом романе "Обещание на рассвете".
Прошло с тех пор много лет, и молодой французский писатель Франсуа-Анри Дезерабль, страстный поклонник Гари, захотел узнать дальнейшую судьбу этого знаменитого в европейской литературе персонажа, о котором не известно, по сути дела, ничего. Азарт поиска захватывает и читателя, автор не дает скучать ни минуты. Свои открытия, и страшные, и смешные, он преподносит виртуозно, заманивая нас все новыми и новыми загадками. Трагедия литовских евреев во время нацистской оккупации встраивается в историю жизни самого Ромена Гари с его мистификациями и тайнами, а тайн у него было множество, в том числе причины его необъяснимого самоубийства.
И еще читатель наконец познакомится с новым талантливым французским автором Франсуа-Анри Дезераблем в прекрасном переводе Натальи Мавлевич и узнает, как из профессионального хоккеиста можно неожиданно стать отличным писателем.