28 декабря 2020

Русская проза: "Одиночество-12" Арсена Ревазова

Мистический приключенческий роман с головокружительным сюжетом, яркими персонажами и непредсказуемым финалом. Две книги под одной обложкой.

Пытаясь определить нишу этого уникального произведения, критики сравнивали его и с «Кодом Да Винчи» Дэна Брауна, и с «Девушкой с татуировкой дракона» Стига Ларссона, и с «Охотой на овец» Харуки Мураками, и с «Именем розы» Умберто Эко.



"По Первому каналу уже несколько минут шел рекламный блок, и тут рекламу чипсов сменил очень странный ролик: выточенное из темного камня лицо женщины анфас с закрытыми глазами на еще более темном коричневом каменном фоне. Музыка, сопровождавшая ролик, не то что завораживала, а просто сводила с ума. Справа и слева от женщины было написано по два слова. Точнее, три слова и число. Калипсол был написан так: КА****ОЛ. Все остальные слова — как обычно. ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ, ОДИНОЧЕСТВО и, разумеется, 222461215. Голова не двигалась. Слова не двигались. Вообще ничего не происходило. Только играла сумасшедшая музыка. С завываниями, перезвонами, плачем и черт знает каким ритмом. После обычной рекламы этот ролик выглядел как послание пришельцев".

Жизнь Иосифа нельзя было назвать совсем уж скучной, но на приключенческий роман она уж точно никак не была похожа. Он руководил небольшим пиар-агентством, каждый месяц боролся за свое существование, еле-еле сводя концы с концами, был мучительно влюблен в женщину, с которой они то сходились, то вновь расставались из-за нежелания возлюбленной бросить своего законного супруга, и проводил время в баре с друзьями. Друзей было трое.

Первый – Мотя:

"Мотя был специалистом по разборкам с силовыми структурами, как легальными, типа ментов, так и не совсем легальными, типа бандитов. Мотя умел и даже, я бы сказал, любил иметь с ними дело. Я мог бы не задумываясь перечислить десяток историй, в которых Матвей вел себя не просто нагло, а совершенно отмороженно."

Антон был полной противоположностью Моти:

"Если Мотя был военным лидером в нашей тусовке, то Антон был главным по тактике. Он просчитывал любые ситуации на три-четыре хода вперед, что в сочетании с его почти аристократическим происхождением (мать Антона была из той ветви рода князей Волконских, которая не захотела эмигрировать, поэтому ей пришлось родиться где-то под Магаданом, куда деда Антона после двадцати пяти лет отсидки выпустили на вольное поселение) и блестящим образованием позволило ему занять довольно специфическое место в обществе. Он работал экспертом в области хайтек-инвестиций, через его финальный "о'кей" прошел не один миллиард инвестиционных денег, и поэтому, с одной стороны, Антон был хорошо знаком со всей бизнес-элитой и большой частью политической элиты России, да и не только России. С другой — он не принадлежал ни к одной бизнесструктуре и тем более ни к какой политической группе, которые он откровенно презирал. Но поскольку его решения оказывались почти всегда правильными, а иногда и вовсе гениальными, вся эта элита относилась к нему с глубоким уважением, так что связи у Антона были феноменальные".

Третий друг – Илья, он же Химик, эксперт в крупной фармакологической компании, находящийся в вечном поиске просвещения. История начинается с того, что три друга находят обезглавленное тело Химика в его собственном доме. В холодильнике обнаруживаются подозрительные ампулы. Если бы не отрубленная голова, все можно было б списать на передозировку – Химик действительно увлекался сильнодействующими веществами:

"Несколько лет назад, начитавшись Пелевина и Кастанеды, Химик подсел на мухоморы. Начал намекать на тайные знания. Потом к грибам добавился калипсол. Или кетамин, что одно и то же. И я услышал от Химика, что вокруг нас существует настоящий параллельный мир, а вход в этот мир обеспечивают специальные препараты, которые, с его точки зрения, повышают чувствительность мозга к разным неочевидным явлениям".

Ситуация запутывается еще больше, когда в пиар-агентстве главного героя появляется странный клиент, который просит сделать так, чтобы в информационном поле: в прессе, на ТВ, на радио и в интернете, – ненавязчиво, но как можно чаще встречались слова "Дейр-эль-Бахри", "калипсол", "одиночество" и набор цифр – 222461215. С этого момента ситуация принимает совершенно непредвиденный поворот, а вся история становится лихо закрученным детективным триллером с погонями, слежками, тайными адресами, странными встречами и совершенно непредсказуемым сюжетом, который промчит героев от московских подвалов до богато убранных залов Ватикана, от узких улочек Иерусалима к стенам затерянного где-то под Архангельском монастыря из футуристического Токио, в цифровое подполье даркнета. История сплетет в один узел тайны политики Древнего Египта, межконтинентальные корпорации, коптов и шуаров. И во всем этом предстоит разобраться, причем как можно скорее, потому что по пятам следуют те, кто не остановится ни перед чем, чтобы тайна осталась тайной.

Новое издание – это кардинально переписанный, дополненный и доработанный Арсеном Ревазовым роман, который уже однажды наделал шума в отечественно литературном мире. Изменения претерпел даже финал. Неизменным осталось лишь ощущение настоящего приключения, которое заставляет, не останавливаясь ни на секунду, все быстрее и быстрее переворачивать страницы – под постоянно звучащий на страницах книги саундтрек из Ника Кейва, Игги Попа, Горана Бреговича, Баха, Криса Нормана, Doors, Beatles, "Крематория" и "Високосного года".