21 января 2020

Зарубежная проза: "Манхэттен-Бич" Дженнифер Иган

Роман лауреата Путлицеровской премии Дженнифер Иган, ставший бестселлером по версии The New York Times и включенный журналом Time в список 10 лучших произведений 2017 года. Книга о том, что бескрайняя гладь океана – лишь видимая его часть. Все самое интересное происходит под водой. С жизнью все обстоит точно так же.


Конец 30-х, начало 40-х готов XX века в США – это время великой депрессии, расовой сегрегации, коррупции на всех ступенях власти и гангстеров, сколотивших огромные состояния во время сухого закона. Однако это еще и время великих надежд: Америка находится в преддверии нового этапа своего развития, титанического сдвига, который затронет основы политической, экономической и социальной сфер и навсегда изменит страну. Одним из признаков этого периода стало постепенное разрушение гендерных стереотипов. Из-за вызванной Второй мировой войной нехватки свободных рук женщины получили возможность работать во многих отраслях, ранее считавшихся сугубо мужскими. Стали возникать новые "культурные иконы", начиная с образа Клепальщицы Роузи и заканчивая легендарным плакатом 1943-го года "We Can Do It!", ставшим в восьмидесятые одним из символов движения за права женщин. Именно благодаря этому новому гендерному равенству Анна, главная героиня романа, смогла получить работу, о которой мечтала. Водолазное дело – вотчина смелых, сильных и свободных, иными словами – мужчин, поэтому сама идея Анны поступить на эту службу сперва не вызывает ни у кого, кто об этом слышит, ничего, кроме смеха. Но когда становится все более очевидно, что сильных, смелых и свободных мужчин в очереди за сложной опасной и не особо престижной работой не наблюдается, Анне выпадает шанс доказать то самое "We Can Do It!". 

Однако эта канва, при всем своем внутреннем напряжении, неожиданных сюжетных поворотах и прекрасно выстроенной проблематике, – лишь фон, одна из сторон произведения. "Манхэттен-Бич" – это не производственный роман и не летопись возрастающей роли женщины в социальной жизни Америки 40-х годов, хотя эта тема в книге, безусловно, есть. Ничуть не меньше изменений в жизни страны Дженнифер Иган интересуют изменения, происходящие в самой Анне, ее постепенное взросление, попытки понять этот мир, найти в нем свое место, а главное, найти ответ на загадку, хранящуюся в ее прошлом. И здесь Иган блестяще использует тонкую метафору: Анна все больше погружается в собственное прошлое, чтобы разгадать тайну исчезновения отца, подобно тому, как все глубже и глубже погружается под воду, чтобы достичь дна, хранящего свои мрачные секреты среди проржавевших остовов затонувших кораблей. Ключом к разгадке является тот далекий летний день, когда отец привез двенадцатилетнюю Анну к своему другу мистеру Стайлзу, богачу, владельцу ночных клубов и человеку, явно замешанному в каких-то темных делах. И вот уже повзрослевшая Анна вновь встречает мистера Стайлза. Динамичный детективный сюжет, яркая атмосфера Америки 40-х годов, внимание к мелочам и ощущение больших перемен не дают оторваться от "Манхэттен-Бич" ни на минуту.