11 августа 2019

Зарубежная проза: "Родина" Фернандо Арамбуру

Роман "Родина" более года занимал первое место в списках самых продаваемых книг Испании, получил огромное количество премий: от Национальной премии по литературе до награды Международного клуба журналистов,

– а его автора Фернандо Арамбуру критики называют "испанским Кутзее" и "Львом Толстым Страны басков". В следующем году на телеканале HBO выйдет сериал-экранизация.


Название националистической организации ETA (ЭТА), - аббревиатура баскского лозунга Euskadi Ta Askatasuna, "Страна басков и свобода". Собственно, это название абсолютно точно отображает основную цель организации – борьбу за независимость баскского народа и создание государства басков, которое должно занять территории на севере Испании и юге Франции. ЭТА возникла в 1959 году как ответ на диктатуру генерала Франко и в основе своей имела доктрину военного сопротивления. Довольно быстро самым успешным методом борьбы был признан индивидуальный террор. В чем-то это было похоже на печально известную Боевую организацию российской партии эсеров, возглавляемую Григорием Гершуни, Евно Азефом и Борисом Савинковым. Всего за долгое время своего существования ЭТА убила более 850 человек. Наиболее громкими террористическими актами стали убийство начальника полиции Сан-Себастьяна, взрыв в кафе в центре Мадрида, в результате которого погибли 13 человек, и убийство адмирала Луиса Карреро Бланко, который должен был стать приемником Франко. Организация прекратила свое существование в 2018 году, но еще до этого в 2010 официально объявила о полном отказе от вооруженной борьбы.

Именно с этого события и начинается роман Фернандо Арамбуру "Родина". Террористы складывают оружие, оставляя за собой десятилетия страха, сотни трупов, тысячи разрушенных судеб и все ради, казалось бы, светлой цели. Затем действие переносится в прошлое на двадцать лет, к моменту убийства в небольшом безымянном городе местного предпринимателя, отказавшегося давать деньги на нужды террористов из ЭТА. В центре повествования – судьба двух семей, к одной из которых принадлежала жертва, а к другой предполагаемый убийца. Конфликт поколений, столкновение доктрин, романтика борьбы и ужас преступления, а прежде всего, чудовищная пропасть между светлой идеей, которая завораживает молодые умы, и чудовищными поступками, которые придется совершить ради этой идеи. Дополнительный драматизм в том, что матери обоих семейств в прошлом подруги, а сами семьи во многом похожи, но при этом разделены непреодолимой пропастью политических предпочтений, личных амбиций и отношением к главному вопросу романа, что такое Родина и насколько далеко можно зайти в борьбе за ее свободу. Арамбуру очень точно показывает, что именно происходит, когда одна часть населения считает себя в праве решать, как именно стоит любить свою страну и что следует делать с теми, кто отказывается разделять их убеждения. Ситуация, не раз и не два повторявшаяся и в нашей истории, а потому до боли нам знакомая. Действительно, местами роман Арамбуру напоминает "Бесов" Достоевского, что лишний раз подчеркивает, что природа терроризма, по сути одинакова, рожден ли он в холодной Российской империи или в жаркой Испании.