Недавно на сайте “Афиша-Воздух” опубликовали список 10 произведений современной зарубежной прозы, которые надо прочитать, пока их не испортила экранизация. Мы его с удовольствием прочитали, обнаружили среди десятка книг нашего Себастьяна Барри и его “Скрижали судьбы”, посмотрели на нашу книжную полку — и увидели на ней почти полтора десятка книг, про которые ну никак нельзя сказать, что их испортила экранизация.
Начнем с британских остросюжетных романов и фильмов по их мотивам.
Вот, например, Джон ле Карре. Кто будет утверждать, что “Шпион, выйди вон!” и “Самый опасный человек” — это плохие фильмы? Все при них: интересные иностранные режиссеры (швед Томас Альфредсон и голландец Антон Корбайн, соответственно), сумасшедший актерский состав (на два фильма — Колин Ферт, Гари Олдман, Бенедикт Камбербэтч, Филип Сеймур Хоффман, Уиллем Дефо, Робин Райт) — и, конечно, жутко увлекательный сценарий.
Кто-то скажет, что “Шпион” интереснее, потому что это классический Ле Карре — про Холодную войну, а кто-то предпочтет более современные и понятные реалии “Человека”, но это уже вкусовщина.
Совсем современный английский роман, уже дождавшийся экранизации — “Прежде чем я усну” С.Дж. Уотсона. Книга никому прежде не известного английского молодого человека не просто стала фильмом: главные роли исполнили звезды первой величины — Колин Ферт, Николь Кидман и Марк Стронг.
Есть у нас и книги (и фильмы), выдержанные в дубовых бочках времени. Знаменитая англичанка Дороти Сэйерс писала свои романы о Питере Уимзи и Гарриет Вэйн в первой половине XX веке, но с тех пор они стали только лучше. А преданные поклонники ее творчества подтвердят, что прекрасно сохранился и британский сериал 1987 года, в рамках которого были экранизированы все три недавно опубликованных Corpus’ом романа: “Сильный яд”, “Где будет труп” и “Возвращение в Оксфорд”.
С удовольствием переходим от детективов и триллеров к зарубежной прозе как таковой, потому что здесь у нас все очень хорошо — три культовых романа и три не менее культовых фильма.
Первый же роман Умберто Эко принес ему мировую славу. Опасные приключения средневековых монахов были экранизированы в 1986 году, а главную роль сыграл Шон Коннери.
Американцу Майклу Каннингему удалось практически невероятное: он написал интеллектуальный роман, в конструкции которого использовал другой образец высокоинтеллектуальной прозы, и в результате получился текст, который немедленно стал знаменитым, а сам Каннингем обрел десятки тысяч преданных поклонников по всему миру, в том числе в России. “Часы” Каннингема, играющие в сложную игру с “Миссис Дэллоуэй” Вирджинии Вулф, были экранизированы в 2002 году. Фильм номинировался на 9 “Оскаров”, но получил только один: Николь Кидман была названа лучшей актрисой года. Мы-то знаем, что на самом деле в тот год надо было выдать три статуэтки за лучшую главную роль, и все три “Часам”: кроме Кидман, в этом фильме блестяще сыграли Мэрил Стрип и Джулианна Мур.
В любых списках книг и фильмов, определивших лицо 1990-х, обязательно найдется место Джеффри Евгенидису, его “Девственницам-самоубийцам” и одноименному фильму Софии Копполы. Если не читали — обязательно прочитайте, не смотрели — посмотрите.
Если не считать Умберто Эко, пока речь шла сплошь об американцах и англичанах. Но континентальные европейцы тоже написали много киногеничных книг. Даже если взять только последнее десятилетие:
“Одиночество простых чисел” Паоло Джордано было переведено на десятки языков.
Ради романа Никколо Амманити “Ты и я” из творческого отпуска вышел Бернардо Бертолуччи.
В фильме “Нежность” по роману Давида Фонкиноса главную роль исполнила Одри Тоту.
А Франсуа Лелорд ждал почти до пятидесяти лет, чтобы написать первый роман про приключения психиатра Гектора, зато потом все пошло быстрее, и в этом году фильм “Приключения Гектора в поисках счастья” вышел на экраны — российская премьера состоится уже совсем скоро, 13 ноября.
Наконец, одной из главных книжных сенсаций последних лет стал роман Юнаса Юнассона “Сто лет и чемодан денег в придачу”. Пока скандинавские авторы триллеров соревновались друг с другом в количестве расчлененных трупов и кубометров крови на единицу текста, швед Юнассон сочинял сказку для взрослых о приключениях столетнего Аллана Карлсона, который прожил жутко увлекательную жизнь, а в день своего векового юбилея покинул дом престарелых — взял и вылез из окна. А примерно год назад в прокат вышел не менее смешной и увлекательный фильм “Столетний старик, который вылез в окно и исчез” — мы со всей ответственностью рекомендуем к просмотру.
В общем, не ждите, пока экранизация испортит очередной роман — читайте и смотрите проверенные вещи!