01 июля 2014

Исторические книги: Вечный город

Исторических книг о Риме написано немало. Этот город достоин большой библиотеки, в которой все собрание сочинений было бы посвящено лишь ему одному. Сегодня мы решили сделать небольшую подборку исторических книг о Вечном городе, которая была бы полезна всем влюбленным в итальянскую столицу.

"Здесь, в этом старинном гнезде путешественников, на тех улицах, по которым ходили, и около тех домов, где жили Монтэнь, Пуссэн, Китс, Гете, Стендаль и Гоголь, больше всего понятна спиритуалистическая основа внушаемых Римом чувств. Здесь нет ни особых памятников, поражающих воображение, ни достопримечательностей, явно воскрешающих прошлое, ни художественных произведений, действующих на эстетическую восприимчивость. Здесь нет никаких материальных свидетельств производимого Римом очарования. Но оно чувствуется здесь с такой же силой и подлинностью, как на римском Форуме, на Аппиевой дороге, в станцах Рафаэля. Дух счастливой, полной и прекрасной жизни навсегда остался здесь, точно из всех людей, которые узнали глубокую прелесть пребывания в Риме, каждый оставил тут часть своей души", - так писал о Риме в своей книге "Образы Италии" искусствовед и писатель Павел Муратов.

 title=

Об этом духе Вечного города пишет едва ли не каждый автор книг о Риме. И едва ли не каждый, включая того же Муратова, упоминает о том, что у многих Рим поначалу вызывает отторжение - особенно, если приехать в него из городов Тосканы, Умбрии, Пьемонта и других областей Италии.

Эта противоречивая природа Рима - одна из основ его привлекательности. Многие уезжали из Рима разочарованными, но спустя время вновь начинали стремиться туда. Это то, что объединяет итальянскую столицу с другими историческими городами - Парижем, Стамбулом, Лондоном. Их превращение в современные Вавилоны было неизбежным, как и появление новой застройки, нередко вытесняющей историческую. Иногда это отталкивает. Но чаще привлекает, и хочется узнать как можно больше о том, как эти города формировались и как влияет на них со временем неизбежная трансформация.

Арт-критик Ричард Хьюз по-настоящему влюблен в Рим. Еще будучи учеником католической школы в Австралии он мечтал поехать туда, поскольку ему казалось, что только в Риме можно по-настоящему познать искусство - в том числе и религиозное. Его книга "Рим. История города: его культура, облик, люди" стала плодом многолетних исследований, которые он проводил с конца 1950-х годов.

 title=

Вместе с читателем он проходит всю жизнь Рима - от его основания до сегодняшних дней. История, искусство, культура, еда, жители - все это живо занимает Хьюза, и он смешивает из этого потрясающий коктейль, от которого не оторваться.

Исторические факты он сопровождает множеством всевозможных баек, и буквально на глазах оживают и древние римляне, и более современные нам футуристы. Благодаря этому картина города представляется более полной и объемной. Не стесняется Хьюз и выдавать характеристики людям, жившим когда-то в Риме - тем, кто пытался менять город, иногда слишком рьяно.

"Тут можно задаться вопросом: какую роль играл город Рим в развитии единственного значительного движения, которое породила Италия в области современного искусства? На самом деле очень важную. В глазах футуристов Рим олицетворял Врага, то есть историческое самосознание и все то, что они в совокупности обозначали термином “пассеизм”: преклонение перед прошлым. Футуристы ненавидели этот город за его безмерную власть, древность, воплощенную в нем преемственность и, конечно, за его красоту, которую они признавали с особенной неохотой. Конечно, попытки выступать против многовековых достижений мысли, духа и техники, которые соединяют в себе римские памятники, неизбежно выглядели как писк жука, который жалуется на пирамиду: ее никак не убрать с дороги, так что остается только с ней смириться. Разумеется, они могли дать волю фантазии. Одно из футуристских изданий опубликовало рисунок, изображавший, как могла бы выглядеть Пьяцца ди Спанья без такой пассеистской обузы, как фонтан Баркачча Бернини. На заднем плане - привычные очертания Санта-Тринита-деи-Монти и обелиска над тремя пролетами Испанской лестницы; на переднем плане - уродливая голая площадь, запруженная трамваями и электрическими проводами. Так, по их мнению, выглядел Прогресс".

На характеристики щедр и Виктор Сонькин, автор книги "Здесь был Рим". Несмотря на то, что начинает он, как и многие, с рассказа о Форуме, для него в центре повествования всегда остаются люди, построившие этого город и населявшие его. Говоря о домах, памятниках, дворцах, улицах, Сонькин прежде всего рассказывает истории о людях. А заодно - развенчивает несколько популярных мифов, которые в обществе принято считать достоверными.

 title=

"Об убийстве Цезаря сказано так много, что в миллионный раз пересказывать эту историю как-то неловко. Даже если каждый из многочисленных античных авторов, описавших гибель диктатора, что-то придумал, общая канва все равно избыточно драматична, как редко бывает: давнее предсказание про иды марта, знамения в ночь накануне покушения; жена Цезаря видит дурной сон, он хочет остаться дома, но один из заговорщиков его убеждает все-таки пойти; накануне заседания Сената Цезарю передают записку с предупреждением, но он откладывает ее, чтобы прочитать позже; заговорщики умело отсекают Цезаря от Марка Антония (который предан Цезарю и так могуч физически, что одно это может помешать их планам), загоняют Цезаря в одну из комнат Помпеева Портика и, окружив, наносят более двадцати ножевых ранений; Цезарь падает прямо у постамента статуи Помпея. Светоний, пересказывая первый в истории отчет судмедэксперта, сообщает, что из всех ран только одна была смертельной и Цезарь умер не от поражения жизненно важных органов, а от потери крови.

Знаменитые последние слова — «И ты, Брут!» — закрепились в истории тоже благодаря Шекспиру (в пьесе Цезарь произносит их по-латыни — Et tu, Brute — подобно тому, как в голливудских боевиках русские мафиози время от времени что-нибудь говорят на ломаном русском). Светоний передает слух, что Цезарь произнес по-гречески «И ты, дитя?», но сам считает, что это романтическая выдумка".

В отличие от Хьюза, Виктор Сонькин создал путеводитель по античному Риму. Если вы возьмете его историческую книгу с собой в поездку и пройдетесь с ней по современным улицам, вполне возможно, что вы ощутите легкое головокружение. Оказывается, путешествия во времени возможны, и для того, чтобы в них отправиться, нужно не так уж и много: достаточно одной книжки.

Тему подхватывает и Кристофер Хибберт в своей книге "Рим. Биография города" (АСТ). Будучи профессиональным экскурсоводом, Хибберт знает Рим досконально. И именно поэтому ему удалось написать настоящую историческую энциклопедию.

 title=

Также начав с античных времен, он рассказывает о том, почему Риму так долго удавалось оставаться центром цивилизации, и с чего началась его гибель. Рассказы о римских императорах прекликаются с рассказами о Муссолини, искусство идет рука об руку с политикой; все меняется, кроме одного - имперского духа города.

Книга "Рим. Две тысячи лет истории" (Центрполиграф) Ричарда и Барбары Мертц - тоже исторический путеводитель по городу. Авторы рассказывают о том, как строился Рим и почему именно по таким "лекалам". Они делятся своими секретными знаниями о городе, и благодаря им читатель найдет немало интересных мест и римских достопримечательностей, обойденных вниманием обычных путеводителей.

 title=

Эта книга способна заменить опытного экскурсовода и поможет разобраться в привычках римлян, корни которых уходят глубоко в историю.

В разделе "Города и страны. Путешествия" вы найдете еще больше исторических путеводителей, которые помогут вам подготовиться к вашим поездкам и провезти их с пользой.