24 июня 2015

Ян Карский свидетельствует перед миром

Человек, известный всему миру как Ян Карский, родился 24 июня 1914 года — за считанные дни до начала Первой мировой войны — и прожил XX век до конца. Ему было суждено стать одним из самых громких голосов польского Сопротивления в годы оккупации страны нацистами. Главная книга Карского "Я свидетельствую перед миром. История подпольного государства" могла бы считаться одним пронзительным криком о помощи, если бы не написала таким безжалостно точным, сжатым, даже сухим языком.

Биография Карского, частично описанная им в книге — типичная история героя поневоле, хотя ничего типичного в таких историях быть не может. "История подпольного государства" начинается 23 августа 1939 года. СССР и Германия подписывают пакт Молтова-Риббентропа, а блестящий молодой человек Ян Козелевский (таково было его настоящее имя) спешит на вечеринку к сыну португальского посла в Варшаве, не подозревая, что в тот же вечер в Польше будет объявлена всеобщая мобилизация, а дальше события пойдут одно за другим. Юный офицер попадет под обстрел в никому еще не известном городе Освенцим, окажется в плену у русских, узнает о полном разгроме польской армии, будет переправлен в Россию, сбежит оттуда в чужой военной форме, вступит в ряды польского Сопротивления, станет главным курьером между Польшей и польским правительством в изгнании во Франции и Англии...

Факты биографии Карского — точнее, крошечного ее промежутка с 1939 по 1944 год — можно перечислять долго, и само это перечисление не в состоянии испортить впечатления от его невероятной книги. Она написана молодым еще человеком, но кажется, что Карский к этому моменту прожил целую жизнь. Но "Я свидетельствую перед миром" не простая автобиография человека, ушедшего на заслуженный отдых, а своеобразный отчет перед западным миром, написанный с молниеносной скоростью, за пару месяцев. Карский действительно свидетельствовал: не только о героизме участников Сопротивления, но и об ужасах, которые немцы творили с польскими евреями, и в которые демократические страны долго не могли поверить.

Книга сделала Карского знаменитым, но ненадолго: вскоре война кончилась и ведущим мировым державам было не до польского Сопротивления и уж точно не до признания своих ошибок. Только потом, почти полвека спустя, он получит все возможные награды и почетные титулы. От этого его книга становится тем более сильным историческим документом. День рождения Яна Карского — замечательный повод познакомиться с этим документом.