В книге Сета Грэм-Смита нет порядка. Вроде бы все на месте: и деревня Лонгборн в графстве Хартфордшир, и поместье Пемберли, и нравы Англии эпохи Регентства, и обилие незамужних девиц, и стайка более или менее привлекательных холостяков. Но есть и еще кое-что, чего его соавтор — первым на обложке стоит имя Джейн Остин — явно не учла: зомби.
Впервые вышедшие в Америке в 2009-м “Гордость и предубеждение и зомби” — едва ли не первое произведение в жанре “мэш-ап”, в рамках которого классический и всемирно любимый роман из прошлого или позапрошлого столетия густо посыпается пряностями на вкус автора. Получается, в зависимости от состава ингредиентов, “Андроид Каренина”, “Разум и чувства и гады морские”, “Джейн Убейр”, и так далее до бесконечности. Но началось все именно с зомби.
Книга Сета Грэм-Смита, с одной стороны, обращается с классикой крайне вольно (достаточно взглянуть на обложку любого ее издания), с другой — исключительно бережно: читатель романа Остин обнаружит здесь не только практически не покусанные зомби основные сюжетные линии, но и целые куски оригинального текста. Зомби не подменяют мир Остин, скорее, они дополняют его, настойчиво требуя у еще живых англичан потесниться. Да и вообще, английский девятнадцатый век начался “Франкенштейном” и закончился “Дракулой”. Какие тут могут быть претензии к кучке практически безобидных зомби?
Если чуть серьезнее — хотя это довольно затруднительно — в “Гордости и предубеждении и зомби” можно поискать мораль, и она будет примерно такой: как над великим сокровищем зарубежной прозы ни издевайся, оно не станет хуже. Очень строгий критик скажет, что мэш-ап — это приманка для любителей истинно литературы, которые в силу своих высоких чувств к Джейн Остин и Льву Толстому вынуждены провести несколько часов в компании восставших из ада. Еще более строгий предположит, что все наоборот: все это нужно затем, чтобы зомби-читатель книг про зомби пристрастился к великим романам прошлого. А может быть, все тут гораздо проще (и снова наоборот), и зомби с многочисленными юными мисс Беннет влияют друг на друга исключительно благотворно. Да и вообще, нельзя же все время говорить “Гордость и предубеждение” и подразумевать “Колин Фёрт”. Пусть, для разнообразия, будут и зомби.
Кстати о Колине Фёрте. На обложке нашего нового издания “Зомби” нарисована уже не Джейн Остин, а ее (и Сета Грэма-Смита) герои, которые вот-вот появятся на больших экранах по всей России. Уже 11 февраля в прокат выходит фильм “Гордость и предубеждение и зомби” с Лили Джеймс (леди Роуз в “Аббатстве Даунтон” и Наташа Ростова в новой бибисишной “Войне и мире”) в роли Элизабет Беннет.
Другие наши книги из раздела “Зарубежная проза” можно посмотреть и купить здесь.