Чем можно объяснить одно изсамых сильных чувств, испытываемых человеком? Выбросом половых гормонов, подталкивающим самцов к моногамной связи, всплеском дофамина, вызывающего чувство удовольствия и удовлетворения, или все намного сложнее?
Любовь. Мы так привыкли говорить и размышлять об этом чувстве, выискивать его в себе и других. На нем во многом базируется наше искусство, наша философия, наша религия и наша повседневная жизнь. Но если задуматься, а много ли мы знаем о любви? Как она возникает? Почему может пропасть? Чем отличается и отличается ли от страсти? Или привязанности? Может ли она быть вызвана искусственно? Можно ли заставить другого человека любить тебя? Есть ли у нее степени интенсивности: можно ли любить кого-то больше или меньше? Ученые и философы столетиями ищут ответ на эти вопросы, и за последнее время они сильно продвинулись в попытке раскрыть тайну любви. Книга одного из самых известных американских научных журналистов Джона Лерера использует материал из самых разных источников: данные новейших исследований и истории невероятных опытов прошлого, актуальные теории социологов и бытовые наблюдения, удивительные факты из известных биографий и анализ шедевров мировой литературы.
При этом и к самой теме своего исследования Лерер подходит максимально широко, разбирая не только взаимоотношения между двумя влюбленными, но и подробно анализируя и иные проявления этого чувства, например любовь матери к своим детям. Благо в этой сфере исследований тоже было предостаточно. Таких, например, как опыты, проводимые в начале 1950-х годов ученым из Висконсинского университета Гарри Харлоу, которые наглядно продемонстрировали несостоятельность утверждения скептиков, что "связь между матерью и ребенком – это всего лишь зависимость от источника пищи". Он поместил маленьких обезьян в отдельные вольеры и дал каждому детенышу по две искусственных "матери": одна была сделана из проволочной сетки и содержала внутри лампочку, обеспечивающую тепло, а другая представляла собой деревянный брусок, обтянутый резиной и ворсистой тканью. В некоторых клетках бутылочка с соской была расположена в "теплых мамах", а в других – в "приятных на ощупь". Ученые были уверены, что детеныши будут проводить все время с той "матерью" у которой они кормятся. И были поражены. Подавляющую часть времени животные проводили с "мягкой" матерью, забираясь на другую только во время кормления. Тактильные ощущения оказались намного важнее любых других.
Еще одни удивительные факты принесла операция "Крысолов", в рамках которой в сентябре 1939 года несколько миллионов детей были вывезены за пределы крупных городов и оказались в приёмных семьях: всё ради спасения от немецких бомбардировок. Основательница Хемпстедской детской военной клиники Анна Фрейд, младшая дочь Зигмунда Фрейда, после ряда наблюдений за этими детьми сделала вывод, что "любовь к родителям так велика, что внезапная разлука с матерью будет более тяжким потрясением для маленького ребенка, чем если бы дом обрушился ему на голову".
Собирая и подробнейшим образом анализируя весь этот материал, Лерер приходит порой к совершенно неожиданным открытиям, которые показывают, как, в сущности, мало мы знаем о самих себе и механизмах, которые руководят нашей жизнью.