"В 2009 году мир отметил 200‑летний юбилей Дарвина и 150‑летие выхода в свет его книги "Происхождение видов". И на сегодняшний день концепция эволюции путем естественного отбора стала общепринятой. Но что мы знаем об эволюции нашего собственного вида, Homo sapiens? Сегодня на фоне неизменно растущего внимания и интереса ко всякого рода окаменелостям доисторических людей одна тема все же резко выделяется — это вопрос о происхождении человека".
Собственно, изучению происхождения человека и посвящена книга британского палеоантрополога, научного сотрудника лондонского Музея естествознания, члена Лондонского королевского общества и одного из ведущих специалистов в реконструкцией эволюции современного человека Криса Стрингера. С одной стороны, "Остались одни. Единственный вид людей на земле" – это максимально доступно поданная история того, как люди постепенно узнавали о своем прошлом, как совершали великие открытия, отправлялись в невероятные экспедиции и испытывали гениальные прозрения. С другой стороны, это – удивительная кладезь самых невероятных историй о жизни наших далеких предков. Ну, а в третьих – рассказ о наиболее громких открытиях и сенсационных гипотезах последних десятилетий с подробным анализом всех новейших способов получения критически важной информации: например, способов датировки древнейших находок, в случае с которыми радиоуглеродный анализ не работает. Некоторые открытия доказывают какие-то теории, некоторые опровергают, а некоторые ставят в тупик. Например, в 2004 году на острове Флорес был обнаружен новый вид людей, получивший название Homo floresiensis (человек с Флореса). Впрочем молва довольно быстро окрестила его "хоббит с острова Флорес". Рассказать мировой общественности об этом открытии было поручено Стрингеру. Скелет взрослого индивида имел рост не более одного метра, а объем черепа (а следовательно, и мозга) был как у шимпанзе. При этом "хоббиты" не только пользовались каменными орудиями и умели разводить огонь, но и просуществовали гораздо дольше неандертальцев, исчезнув вдруг только после рубежа в 18 тысяч лет назад.
История и современность поданы в книге через призму научных дебатов. И это делает "Остались одни" поистине уникальной работой. Все её герои, ученые и исследователи, постоянно спорят: друг с другом, с общепринятым мнением, с устоявшимися догмами, с научным сообществом. Эти бесконечные дебаты делают рассказ о достижениях палеоантропологии – увлекательной драмой, с яркими персонажами и неожиданными, порой прямо детективными сюжетными поворотами.
"Потому нас не должно удивлять, что и у неандертальцев, которые жили в северных районах в течение сотен тысячелетий, кожа утратила пигментацию каким‑то своим образом задолго до современных европейцев. На самом деле удивителен вот какой факт: при скрещивании с неандертальцами древним современным людям ген светлой кожи не передался. А ведь он потенциально полезен для существования на европейских территориях. Согласно исследованиям, наш теперешний ген светлой пигментации появился и распространился среди европейцев не раньше 15 тысяч лет назад".
Перевод с английского Елены Наймарк.