16 февраля 2017

Популярная наука: "Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии" Майкла Газзаниги

Майкл Газзанига — нейропсихолог и директор Центра по изучению разума в Калифорнии. В своей книге «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» он разбирается, упраздняют ли современные научно доказанные факты прежние представления о свободе воли. И дает ответ на вопрос: кто же все-таки за главного?

Свобода воли — человеческая иллюзия? Ведь мы живем в строго детерминированной Вселенной, которая диктует нам свои правила. Мы принимаем решения в соответствии с этими правилами. Но тогда почему человек — эта биологическая машина в детерминированном мире — уверен, что действует, руководствуясь собственными целями?

Майкл Газзанига убежден: разум, который каким-то образом порождается физическими процессами в мозге, ограничивает его. И приводит доступный пример: "Как политические нормы разрабатываются конкретными людьми, а в конечном счете контролируют своих создателей, так и возникший разум сдерживает наш мозг".

Майкл Газзанига очень понятно, буквально на пальцах, объясняет, почему популярная теория большого мозга имеет ряд серьезных пробелов. Чем больше мозг — тем мы умнее? Нет, не все так просто. Неандертальцы имели мозг больше человеческого, но никогда не демонстрировали тех способностей, которыми наделены мы. Газзанига заинтересовался этим вопросом, когда изучал пациентов, перенесших операцию по расщеплению головного мозга методом рассечения мозолистого тела. "Изолированное левое полушарие перестает получать сигналы от правого (по существу, теряет половину объема мозга), однако остается столь же разумным, как и весь мозг целиком. Если бы количество мозговой ткани было так важно, потеря половины мозга отражалась бы на способности решать задачи и строить гипотезы, однако это не так".

В нашем мозге много разных модулей, которые в совокупности порождают человеческое сознание. Внутри модулей происходят различные иерархические процессы обработки информации, но у самих модулей иерархии нет. Так почему же мы чувствуем себя такими все контролирующими и цельными? Никто из нас не ощущает, что внутри черепной коробки происходит борьба за место под Солнцем. Каждую секунду модули соревнуются за право стать осознанными. Но как все-таки система может работать без руководителя?

Майкл Газзанига предполагает: секрет в том, что наш мозг функционирует как сложная система. Поразительной простоты пример — дорожное движение. Невозможно предсказать, как оно устроено, например, рассматривая детали автомобиля. Более того, даже исследуя автомобиль целиком, вы не найдете ответа на этот вопрос. Только взаимодействие водителей, машин, общества и его законов, животных, случайно выскочивших на дорогу, времени и пространства создает дорожное движение. Так и с работой мозга.

Да, система действительно сложная, но автор книги "Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии" объясняет удивительно доступно.

Отдельный интерес представляет глава "Мы есть закон". В ней автор объясняет связь современной нейробиологии и права. И подводит читателя к важному выводу. Казалось бы, благодаря сегодняшним знаниям об устройстве и работе мозга мы можем определить, являлись ли действия преступников умышленными и продуманными. Проще говоря, ответить на вопрос, был ли человек вменяем во время преступления или же он вовсе не способен к анализу происходящего — психически нездоров. В частности, в зале суда можно продемонстрировать снимки головного мозга преступника.

Профессор Газзанига убежден, что возражения (а такие есть) против использования снимков в зале суда вполне оправданны. Мозг каждого человека уникален. Невозможно определить, нормальна ли картина активности мозга или нет. К тому же процессы, происходящие в мозге, которые отображаются во время сканирования, могли протекать иначе во время совершения преступления. Ведь человеческий разум и способ мышления постоянно меняются.

А еще в главе "Мы есть закон" Газзанига чудесно рассказывает про чтение мыслей (старый добрый детектор лжи и его более продвинутые собратья). И предлагает поразмышлять: может ли закон быть беспристрастным? Ведь адвокаты, судьи и присяжные — люди. Значит, тоже жестко детерминированные создания.

Майкл Газзанига говорит о том, что полностью подчинить все законам науки не получится. Для раскрытия тайны мозга необходимо понять человеческую природу. А именно: как получается, что правила и алгоритмы, управляющие отдельными модулями, порождают такую сложнейшую абстракцию — разум человека.

Майкл Газзанига в книге "Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии" утверждает: мы — люди, а не мозг. И ответственность (как Газзанига определяет ее — отдельное маленькое открытие) за наши поступки несем мы. Современная наука не сможет освободить нас от этого бремени. Увы.

Больше отличных книг из серии "Популярная наука" вы можете найти здесь.