30 апреля 2015

Зарубежный детектив: сыщики от бога

В самом конце мая у нас выйдет замечательная книга для летнего, дачного, отпускного чтения — сборник детективных рассказов и романов "Сыщики от бога".

"Сыщики от бога" продолжают линию, намеченную теперь уже знаменитыми антологиями классического детектива "Не только Холмс" и "Только не дворецкий": этот сборник также составлен Александрой Борисенко и переведен участниками ее переводческого семинара. Только на этот раз включенные в антологию произведения объединены не эпохой, а родом занятий главного героя: преступления здесь раскрываются священниками.

Таким образом, перед нами антология (американского) клерикального детектива — жанра, любимому во всем мире благодаря честертоновскому отцу Брауну. На обложке под названием книги указан подзаголовок: "винтажный детектив". И он, действительно, винтажный, ведь действие происходит в середине то прошлого, то позапрошлого столетия. А с другой стороны — священник-детектив в середине XX века, будь то раввин или католическая монахиня, выглядит очень свежо и необычно.

Наверное, с формальной точки зрения больше всего на отца Брауна — куда без него — похож дядюшка Абнер из рассказов Мелвилла Дэвиссона Поста. Браун британец, дядюшка Абнер американец, но действуют они примерно в одно и то же время и вдали от города — правда, Западная Виргиния все же несколько отличается от английской провинции. Всех рассказов о дядюшке Абнере — 22 штуки (5 из них включены в антологию): всего-ничего, но многие считают их одной из вершин американского детектива как такового.

То же можно сказать и о романе "Девятью девять" Энтони Баучера. Это тоже клерикальный детектив — со злом в нем борется Урсула, та самая католическая монахиня ордена сестер Марфы из Вифании — но роман этот (кстати, выпущенный под псевдонимом Х.Х. Холмс) принадлежит к еще одному заслуженному поджанру деективной прозы: дебют сестры Урсулы и сегодня считается одним из лучших в истории подходов к "убийству в закрытой комнате".

Наконец, роман Гарри Кемельмана "В пятницу рабби проспал" знакомит нас с молодым рабби Дэвидом Смоллом из крошечного массачусетского городка, возглавляющим местную консервативную общину. Конечно, будет убийство, конечно, оно будет раскрыто, но главный герой-раввин и его община не просто экзотическая деталь обыкновенной детективной истории — Гарри Кемельман с большой любовью и пониманием описывает мир современного иудаизма и жизнь внутри общины евреев, которые по совместительству являются вполне типичными американцами. Первый же роман о Смолле был удостоен премии имени Эдгара Аллана По, и за следующие несколько лет рабби Смолл успел провести с провинциальными преступниками целую неделю: от "Субботы" до "Четверга".