13 ноября 2019

Зарубежная проза: "Минуты будничного несчастья" Франческо Пикколо

Франческо Пикколо сотрудничал с изданиями La Repubblica и Diario, написал сценарии для многих популярных итальянских лент, среди которых “Habemus Рараm”, «Меня зовут Танино», «Кайман» (за который получил национальную кинопремию «Давид Донателло»), но во всем мире стал известен, прежде всего, как автор романов и сборников новелл, лауреат премий Альбатрос, Джузеппе Берто и Пьеро Кьяры. Одной из его самых громких литературных побед стала, конечно, книга «Минуты будничного счастья», набор ярких коротких эпизодов из повседневной римской жизни. Драгоценные крупицы счастья, как уверяет автор, щедро разбросаны по полотну обычных будней, надо только уметь их увидеть. Найти это будничное счастье Пикколо способен в обувном магазине, в вагоне поезда, в автомобильной пробке или, например, преследуя ранним утром прекрасную молодую итальянку, вынырнувшую из подъезда явно не своего дома и несколько испуганно озиравшуюся в незнакомом районе. Через несколько кварталов она войдет в кафе, закажет капучино, чтобы прийти в себя после бурной ночи, и отправится домой, оставив автору на прощанье легкий шлейф своего счастья. Эта поэтичная книга одновременно напоминает и бестселлер Эрленда Лу «Наивно. Супер», и итальянский кинематограф периода «розового неореализма», в котором блистали Джина Лоллобриджида, Сильвана Пампанини и Софи Лорен.

Новая книга Пикколо, судя по названию, должна была бы стать полным антагонистом «Минутам будничного счастья» и повествовать о разочарованиях и печалях. И действительно, автор рассказывает о неудачах, проблемах и трудностях, обо всём том, что раздражает и расстраивает. Но никаких непоправимых трагедий здесь нет, и, парадоксальным образом, после прочтения этот текст оставляет чувство надежды и даже радости. В конце концов, всё не так уж и плохо. Крупинок счастья в жизни, может, и не больше, чем крупинок печали, но тем они и ценнее, важнее и значительнее. По большому счету, эта книга – тоже взгляд на повседневное счастье, только теперь через призму повседневного же несчастья.

В «Минутах будничного несчастья», действительно, множество совершенно обыденных бытовых ситуаций, которые способны сильно испортить настроение и с которыми каждый, без всякого сомнения, сталкивался. Ну, например, брошенная фраза «Мог бы одеться и получше», когда ты и так надел лучшее, что у тебя было в гардеробе. Когда в качестве сдачи получаешь кучу монет и понятия не имеешь, куда их теперь деть. Или когда кто-то за столом попросил тебя рассказать «ту забавную историю», ты начинаешь ее рассказывать и уже на середине понимаешь, что она не кажется забавной никому из собравшихся, даже тебе самому. Да что уж там, даже дверь с табличкой “Только для персонала”, фактически, хамски намекает тебе, что простым смертным, к которым ты относишься, вход сюда воспрещен. Но все эти перечисления, без сомнения, расстраивающих событий, ситуаций и происшествий заставляют скорее улыбнуться, чем лить слезы. А улыбка – это, в конце концов, тоже счастье.