11 сентября 2019

Зарубежная проза: "Пираньи Неаполя" Роберто Савьяно

Журналист и писатель Роберто Савьяно получил мировую известность после выхода документального бестселлера "Гоморра", посвященного деятельности неаполитанской мафии. Книга была переведена на 42 языка и только в Италии разошлась тиражом, перевалившим за 2 миллиона экземпляров. Такой успех дорого стоил писателю: боссы той самой неаполитанской мафии, одной из самых безжалостных и жестоких криминальных структур в мире, вынесли Савьяносмертный приговор. В результате он срочно покинул Италию и с тех пор живет на законспирированных квартирах, перемещается на бронированных автомобилях и находится под круглосуточной охраной полиции. И бесстрашно продолжает работать. "Пираньи Неаполя" продолжают линию, начатую в "Гаморре" и романе "Ноль ноль ноль": срывают ореол романтики, созданный вокруг жизни представителей мафии, показывая, что все эти одетые в изысканные костюмы люди, живущие по сложным "понятиям", пользующиеся непререкаемым авторитетом и обращающиеся друг к другу "дон" - не больше, чем красивая картинка, за которой скрывается настоящая жизнь и настоящая работа беспощадных убийц. Беспрецедентная жестокость, моря крови, горы трупов и готовность предать кого-угодно, если в том будет выгода. И держится всё это не на преданности "семье", а на банальном страхе. В "Пираньях Неаполя" главными действующими лицами и главным объектом изучения становятся те, для кого эта картинка красивой жизни оказывается наиболее пленительной, а столкновение с реальностью наиболее жестоким и разрушительным, – неаполитанские подростки.

Николасу и членам его банды не больше шестнадцати, но они уже обратили на себя внимание криминальных авторитетов, готовых использовать их в своей игре. Пока что они – обычная шпана, промышляющая нехитрым разбоем на узких, извилистых и до неприличия красивых улочках древнего города. Но они полны решимости проложить путь наверх. Любой ценой. Там, в грядущей красивой жизни их будут уважать, их будут бояться, и уж тогда им точно уже никогда не придется голодать. Но самое главное, когда Николас наденет дорогой безвкусный костюм и ботинки за несколько сотен долларов, Летиция, конечно, сразу примет его предложение руки и сердца. Ведь именно так обстоят дела в кино. И до вожделенной цели осталось совсем немного, еще один поступок, которому не будет прощения, еще одно действие, за которое придется заплатить баснословную цену. И никто из этих юных, но уже зубастых пираний не замечает, что это не они движутся наверх, восходя по вертикали преступной власти, а их неумолимо тащат ловко закинутые сети, и через какое-то время им придется в ужасе глотать разрывающий легкие воздух и биться о прибрежный песок.

Эта выдуманная сюжетная канва не экзотический и уникальный случай, а типовой и проторенный путь сотен подростков, попадающих в жестокие сети криминала. И это – одна из главных проблем современной Италии. Сам Савьяно утверждает, что к его книге лучше всего подходит предупреждение, с которого начинается фильм Франческо Рози "Руки над городом", социально-политическая драма 1963 года: "Все персонажи и факты здесь вымышлены, подлинной является социальная реальность, положенная в их основу". Так оно и есть.