25 июня 2023

Зарубежный детектив: "Бумажные души" Эрика Аксла Сунда

Эрик Аксл Сунд – имя, которое не надо представлять любителям скандинавского детектива. Этот творческий псевдоним объединил двух необыкновенно талантливых шведов: Йеркера Эрикссона (р. 1974), продюсера музыкальной панк-группы, по совместительству библиотекаря в тюрьме, и Хокана Аксландера Сундквиста (р. 1965), музыканта и артиста. В 2010-2012 годах они выпустили свою совместную дебютную роман-трилогию "Слабость Виктории Бергман", прогремевшую не только в Швеции, но и по всему миру.

Следующим циклом Эрика Аксла Сунда стала еще одна трилогия – "Меланхолия", первая часть которой, "Стеклянные тела", была опубликована в 2014 году, а вторая, "Из жизни кукол", – в 2019. На русском языке обе книги вышли в издательстве Corpus в переводе Елены Тепляшиной. И вот в 2022 году выходит заключительная часть трилогии – роман "Бумажные души", переводчиком которого тоже стала Елена Тепляшина. В том же 2022 году роман был номинирован на премию "Лучший криминальный роман года" (по мнению Шведской детективной академии).

"Если забрать птенца из гнезда и дать ему вместо матери резиновый сапог, птенец будет считать, что сапог и есть его мать. Если показать птенцу два "гнезда" — одно жесткое и холодное, но с едой, а второе мягкое и теплое, но на том его достоинства будут кончаться, то птенец всегда выберет второе. Мягкое и теплое".

Пер Квидинг "Жизнь и смерть Стины"

Этим эпиграфом и открывается третья часть "Меланхолии" – и лишь позже читатель поймет, что "Жизнь и смерть Стины" – это роман в романе, книга Пера Квидинга о юной девушке по имени Стина, которая выросла в северной части Швеции в конце 1800-х годов и была вынуждена эмигрировать в США из-за неурожая и голода.

"Проснувшись, Стина посмотрелась в треснувшее карманное зеркальце. Ей хотелось думать, что жухлая желтизна в глазах происходит от стеариновой свечи на ночном столике, а не от желчи, которая теперь рвалась из нее каждое утро. Зрачки были не более булавочной головки. Не желая увидеть еще что-нибудь отвратительное, Стина отложила зеркальце.

Приступы рвоты, выжимавшие из нее всю желчь до капли, начались осенью. Стина знала, что причина ее мучений — этот город.

Стокгольм, до самого последнего булыжника мостовой, был городом зла".

Повествование о Стине является своего рода зеркалом, в котором отражаются события, происходящие в основной части романа. И события эти носят характер странный и угрожающий. 

Молодая девушка без имени садится на поезд на севере Швеции и оказывается в Стокгольме. Затем ее арестовывают в связи с дракой, и полиция инициирует расследование с целью установления ее личности. За дело берутся комиссар уголовной полиции Жанетт Чильберг, ее подчиненный офицер Йимми Шварц и патрульный Нильс Олунд. Установить личность девушки оказывается нетривиальной задачей. В пригороде Стокгольма происходят два убийства – и кажется, безымянная девушка имеет к ним какое-то отношение. Возникающие ниоткуда подсказки не помогают, а только запутывают следствие.

"Квидинг глубоко вздохнул, потом вдруг дернулся, поморщился и поднес руку к шее.

— Не знаю, — простонал он. — Я не видел, что произошло… Валле сказал, что парень будто из-под земли вырос на линии огня… он попал в него случайно.

— Случайно попал прямо в голову, — заметил Шварц.

— Это домыслы, — указал адвокат Рингстрём. — Придерживайтесь фактов.

Факты? Жанетт задумалась. Факты сводятся к тому, что у следствия нет доказательств.

Вряд ли они продвинутся дальше. Во всяком случае, сейчас".