18 сентября 2020

Зарубежный детектив: "Лотос-блюз" Кристины Ульсон

Ненастье принес с собой Бобби. Вообще-то дождь в Стокгольме — обычное дело. Но я точно помню: пока в моей жизни не возник Бобби, у нас светило солнце.

Расследование таинственного дела Сары Телль (она же – Сара Техас), двадцатишестилетней серийной убийцы, начнется в Швеции, затем переместится в США, чтобы затем вновь вернуться в Швецию: дело в том, что жертв Телль найдут на обоих земных полушариях. В романе обе эти страны представлены двумя главными своими остросюжетными жанрами, каждый из которых нашел своей отражение в ткани произведения. Из Америки пришел «крутой детектив», «палп-фикшн» с мрачными притонами, безумными погонями и широкими проспектами мегаполисов, рано или поздно все равно приводящими героев в узкие проулки, заканчивающиеся красной кирпичной стеной, подсвеченной косым лучом последнего уцелевшего фонаря. А из Швеции роман позаимствовал форму классического «скандинавского триллера» с детально отточенными психологическими портретами, проработанными диалогами и особым вниманием к взаимоотношениям главных героев. Главных героев двое: стокгольмский адвокат, поклонник дорогих напитков и прекрасных женщин Мартин Беннер и один из лучших юристов Швеции – бывшая возлюбленная Беннера Люсия Миллер.

Первая глава – это сразу же отсылает к нуару.

Я чую проблему сразу, с первой секунды. Увидев Бобби, я мгновенно заподозрил неладное. И дело не в том, как он был одет. И не в том, что от него воняло как от старой табачной фабрики. Нет, его выдал взгляд. Глаза смахивали на две старые пистолетные пули. Черные, как уголья.

— Вы по какому вопросу? — спросил я, даже не потрудившись снять ноги со стола. — Я скоро закрываю.

Бобби – бандитского вида громила, который вваливается в кабинет Мартина Беннера, представляется братом Сары Телль и требует помощи. Он уверен: его сестра невиновна.

Это и правда было громкое дело. Сара призналась в пяти убийствах: два из них она совершила, когда работала няней в Техасе и три – на родине, в Швеции. Каким-то образом девушке удалось сбежать из-под следствия и покончить с собой на мосту. Дело закрыто, но Бобби утверждает, что у него есть неопровержимые доказательства того, что Сара Телль взяла на себя чужую вину. В день первого убийства она находилась в поезде, чему доказательством служит железнодорожный билет, который Бобби нашел в вещах сестры. Спорная улика. Весьма спорная.

Вторая глава – это уже «скандинавский триллер». Неторопливый разговор в ресторане за стаканом джина с Люси Миллер о совместном прошлом. О новом деле и о Белле, дочери сестры Мартина, которая вместе с мужем погибла в авиакатастрофе, так что он вот уже более трех лет растит этого ребенка.

— Что будешь делать? — спросила Люси.

— Ты о чем?

— О Саре Техас и ее братишке.

— Что буду делать? Ясное дело, ничего. В смысле, что там сделаешь-то? Сара мертва. И она созналась, Люси. That’s it. Дело закрыто, думать тут не о чем.

— Но как же билет?

— А что билет? Всего-навсего билет на поезд. Он ничего не доказывает. К тому же выяснять такие подробности вовсе не моя задача. Это прерогатива полиции.

Люси молчала. Знала, что я прав. Меня удивило, что она вообще заговорила об этом.

— О чем ты думаешь? — спросил я.

— Ни о чем. Глупости всякие. Она, разумеется, была виновата. А если и нет, ты все равно прав. Разбираться в обстоятельствах — дело полиции.

Она отпила глоток вина.

Естественно, Мартин влезет в это дело. И поставит под удар не только свою жизнь, но и жизнь всех, кто ему дорог. И конечно, Люси не сможет остаться в стороне. Здесь буду и глобальные заговоры, и мрачные тайны, и драматичные погони, и неожиданные повороты сюжета, и огромная палитра чувств, показанных с предельной психологической достоверностью.