"Хайдеггер боялся полетов на Луну". Беседа журналиста Андрея Бабицкого и писателя Оливера Мортона

27 декабря 2020
ИЗДАНИЕ

— Вы оптимистичны во всем, что касается посещения и освоения Луны. На ваш взгляд, какие события будут происходить в этой сфере в ближайшее время?

 Да, я оптимист. Но мне не кажется, что скорейшее возвращение на Луну — хороший вариант. Дело не в том, чтобы вернуться туда как можно скорее, а в том, чтобы сделать это правильно и вовремя. Сегодня звучат заявления о том, что в 2024 году американцы вновь высадятся на Луну. Им никто не верит, но, может, они верят в это сами. А значит, до 2030 года это, скорее всего, произойдет. Потому что они считают, что им это просто необходимо. Китай сейчас разрабатывает амбициозную программу, связанную с получением проб лунного грунта с помощью луноходов. Со временем они создадут и программу по отправке человека на Луну. И тогда почувствуют, что буквально должны это сделать. Так получилось, что Америка отправила человека на Луну, и у многих стран возник своеобразный комплекс по этому поводу. Но надо понимать, что наше сегодняшнее стремление на Луну — это не соревнование между США и Советским Союзом образца семидесятых годов двадцатого века. Это уже соревнование с призраками прошлого, что ли. Я считаю, что в результате этого соревнования человек в ближайшем будущем снова окажется на Луне. Кроме того, надо понимать специфику того американского опыта. Ведь это был не просто первый человек на Луне, это был мужчина на Луне. И это очень важный момент для Америки двадцатого века. Поэтому сейчас часть международной повестки — женщина на Луне. Американские политики очень ясно и четко говорят о том, что следующим человеком на Луне должна быть женщина. В этом есть определенная важность, символизм, если хотите.

— Вы упомянули амбициозную китайскую миссию. Вам не кажется странным, что столь высокую задачу человечества берутся выполнять те, кто руководствуется или националистическими соображениями, или конкуренцией — какими-то мотивами, которые скорее разобщают человечество. В своей книге вы замечаете, что частные предприниматели, которые смотрят в космос, тоже не самые лучшие люди на земле. Про Илона Маска вы пишете, что он самоуверенный болван. В чем причина такого парадокса?

 Илон Маск ведет себя как избалованный ребенок. Он считает, что, поскольку он особенный человек, к нему не применимы законы и правила, которые действуют в нашем случае. Да, цели, которые он ставит, важны. Но я согласен с тем, что люди, которые отправляются в космос, должны являться проводниками определенной идеи, должны вести себя особым образом. У них должно быть четкое понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. И я не думаю, что "Space X" или Коммунистическая партия Китая — это вот те самые люди, которые должны заниматься этим. Например, в ООН есть определенные правила, законы, есть ответственность перед другими странами. Мне кажется очень важным, чтобы стандарты были везде. И чтобы люди, которые выводят человека в космос, придерживались этих самых стандартов. Это как например, Антарктида. По Антарктиде есть соглашения, поддержанные множеством стран, но Антарктида — это ничья территория. Там нельзя вести торговлю, там ограничена деятельность — в основном ведется научная. Аналогичная ситуация должна сложиться с Луной. Это все-таки не Дикий Запад.

— В вашей книге вы рассматриваете аргументы людей, которые выступали против полетов на Луну — начиная с Ханны Арендт и Мартина Хайдеггера. По моим наблюдениям, противники освоения Луны нередко говорят: "Давайте лучше решим земные проблемы, давайте изучим дно океана, давайте поборемся с бедностью". Какие аргументы вы могли бы предложить, чтобы убедить их в том, что освоение Луны — это важная для нас задача?

 Я бы не стал говорить, что до Луны надо добраться любой ценой. Однако я хочу сказать, что мир нужно понимать и воспринимать целиком: и планету Земля нельзя понять и постичь целиком, пока мы стоим на ней. Нам нужно увидеть ее с расстояния, с другого ракурса. Хайдеггер, например, боялся полетов на Луну. Но люди, по моим ощущениям, начинают верить технологиям, а раньше они абсолютно не верили им. Но все еще существует идея, что Луна — это просто какой-то элемент отвлечения, на который мы только тратим ресурсы. Но сегодня нам известно, что Земля и Луна были созданы при столкновении двух протопланет. По сути, Луна — это часть Земли, которая отделилась от нее много миллионов лет назад. И если мы посмотрим на окаменелости на Земле, в теории они должны будут совпадать с теми окаменелостями, которые мы должны найти на Луне. Естественно, на Луне подобные камни должны лежать глубже, не на поверхности. Некоторые ученые даже говорят, что Луна — что-то вроде шкафа или чулана Земли. Она складывает туда различные вещи и потом забывает, что там находится. А после открывает дверь и смотрит: "О, ни фига себе, я сюда еще это и вот это положила. Как классно!"

Мы сейчас говорим о данных — фотографиях, записях, образцах камней, — которые мы можем проанализировать. И насколько мне известно, сейчас это можно сделать при помощи роботов, удаленно. Но в целом, я должен сказать, что, если мы вернем Луну в экосистему планеты Земля — это будет подобно возвращению блудного сына. Это очень ценно для человечества — не забывать, что Луна тоже является частью нашего мира. И ее символическое возвращение — это та мечта, которую разделяют многие исследователи и ученые. Разумеется, это такое идеалистическое представление, но речь идет о расширении границ нашего мира, а это очень важно.

— Одно из неочевидных утверждений, содержащихся в вашей книге, состоит в том, что антропоцен начался 20 июля 1969 года. Могли бы вы прояснить эту мысль?

 Дэвид Гринспун высказал эту идею первым. Люди понимают, что человеческая деятельность изменила планету. И сейчас люди являются самым сильным видом живых существ. И логично было бы спросить — а когда именно, в какой момент началась эта эпоха? Это важный вопрос — как с чисто технической, так и с идеологической точки зрения. Существует несколько вариантов ответа на него. Я считаю, что точка отсчета — 20 июля 1969 года. Это можно воспринимать как шутку, а можно воспринять всерьез. След Нила Армстронга на Луне сохранится миллионы и миллиарды лет. Если, конечно, туда не придут космические туристы и не затопчут все. Это определенная граница человеческого сознания, которое стало межпланетным. Мы говорим не об источнике энергии, не о завоеваниях, мы говорим о том, что расширилось сознание человека. Это отсылает нас, например, к идеям Вернадского, к его идее о биосфере и ноосфере. Мне нравится, что в начале геологической истории Земля и Луна были единым космическим телом. Мне кажется, это очень интересно — то, что они разделились. И сейчас есть что-то поэтическое в этом объединении — в том, чтобы мы вновь вернулись на Луну, которая была частью Земли, пусть и на очень небольшой промежуток времени. И мне кажется, что это очень интересная мысль, о которой стоило бы писать в книгах.

— Кстати, а Земля и Луна когда-нибудь объединятся снова?

 Нет, наоборот. Луна отдаляется от Земли на несколько сантиметров в год. Мы знаем, что астронавты проекта "Аполлон" ставили лазерные отражатели, чтобы измерять расстояние от Луны до Земли. Угловой момент данной системы должен быть постоянным, а он постепенно меняется. Поэтому мы можем сказать, что Луна вращается не так быстро, как вращается Земля. И она постепенно отдаляется от нас. Насколько нам сейчас известно, единственный спутник, который упадет на планету, — это спутник Марса. Но это произойдет очень и очень нескоро.

— Луна довольно заметно влияла и влияет на земную жизнь и обстоятельства жизни на ней. Расскажите об этом подробнее.

 Да, действительно, очень важно влияние Луны на Землю и на человека. Здесь есть два момента. Во-первых, (это очевидно, но стоит проговорить) без Луны ночью было бы темно. И раньше по ночам человек пользовался именно отраженным светом Луны для того, чтобы перемещаться, чтобы вести свою хозяйственную деятельность. Сейчас технологии шагнули вперед, есть инфракрасные приборы ночного видения, есть приборы, которые видят в различных диапазонах, но и сейчас военные выбирают самое темное время, чтобы нападать на противников. Это то, что касается непосредственно деятельности человека. А есть еще океаны, есть приливы и отливы, и мы можем говорить об огромном количестве живых организмов, которые зависят от приливов и отливов. Причем в самом начале истории Земли влияние Луны было еще более важным, потому что Луна была ближе, а значит, приливы и отливы были сильнее и чаще, приливная волна достигала почти двадцати метров. Подобные приливы очень значительно влияли на отдельную небольшую экосферу какого-то региона и на живые организмы, существующие на определенной территории. Кроме того, они помогали организмам мигрировать с одного места на другое. Разумеется, это могло произойти и без Луны, но с Луной это происходило значительно быстрее. Поэтому приливы и отливы крайне важны. И еще интересно, что в различных культурах (не знаю, как в России, но в Англии, например) сомнамбулизм ассоциируется с Луной. А ученые в 1920 году пытались найти связь между психическими заболеваниями и лунными циклами.

— В немецком языке есть такое слово "die laune" — "настроение", которое буквально происходит от слова "Луна".

 Да, действительно. Ну и еще важно добавить, что практически в каждой культуре Луна используется как основа для календаря. У кого-то есть просто чистый лунный календарь (еврейский или китайский календарь), может быть сочетание солнечного и лунного календаря. Или, если мы говорим о солнечном календаре, он может сочетаться с остаточным лунным календарем.

— Может быть, в Америке это тоже имеет место, но в России это совершенно точно так: есть довольно много людей, которые считают, что высадку на Луну срежиссировал Стивен Спилберг или кто-то еще. В связи с этим вопрос: какие самые странные фейки и выдумки о Луне вы встречали в своей жизни? С какими предрассудками вам приходится бороться?

— В мире есть множество разных конспирологических теорий, но большая их часть выстроена вокруг утверждения "Это кому-то нужно". Вот кто-то там скрывает от вас правду, потому что это им нужно. А конспирология, связанная с Луной, — она другая. Нет каких-то рептилоидов или масонов, которые бы зарабатывали деньги от того, что кто-то путешествует на Луну. Причем в США были сделаны и публиковались фотографии различных луноходов и орбитальных модулей, и на них видно, где и как совершалась посадка. Кроме того, можно посмотреть на фотографию Алана Шепарда — он же в гольф поиграл на Луне. Вот может такой клюшкой для гольфа и нужно почесать спину человеку, который не верит в технологии, в то, что человек был на Луне. Меня действительно поражает это. Я часто общаюсь с разными людьми старшего поколения, так или иначе связанными с проектом "Аполлон". Все-таки это огромный проект. Четыреста тысяч американцев работали над этим проектом: технические специалисты, административные сотрудники... Это не маленькая выборка, это крупнейший проект. И вот я общаюсь с этими людьми... Они здесь, они живут в нашей стране, у них есть дети, внуки. А другие люди говорят, что этого не было, что все это надувательство и "Нет, нет, нет, вы не были на Луне!" Ну как так?!

— А есть ли распространенные предрассудки, не связанные непосредственно с высадкой на Луну?

 Ну, есть огромное количество различных заблуждений. Например, всем знаком образ волков, которые воют на Луну. По этой теме было исследование, которое показало, что волки или собаки будут выть по ночам вне зависимости от того, будет на небе Луна или нет. Просто люди видят их, когда на небе есть Луна и лунный свет. А так они все равно будут выть. Кроме того, в разных культурах утверждается связь между беременностью и Луной. Есть верования, согласно которым беременной женщине нужно смотреть только на отраженный свет, чтобы у нее родился здоровый ребенок. Либо, наоборот, смотреть на неотраженный свет, если она хочет избавиться от ребенка. Да есть огромное количество различных предрассудков и историй из стран по всему миру. Вот например, с Юго-запада США. Одни народы ассоциируют Луну с кроликом, а другие ассоциируют, например, с койотом. И койот в этой мифологии был злым божеством, он использовал Луну в своих темных целях, а потом в итоге появился кролик и спас Луну от койота. Характерно, что эта легенда придумана так, что объясняет движение Луны, циклов, полнолуния, новолуния и т. д.

— Вы приводили Антарктиду в качестве примера формата сотрудничества, который может быть применим и на Луне. Но люди в Антарктиде — это в основном ученые или научно-технический персонал. Если представить, что на Луне сложится подобная ситуация, каких открытий и ответов на какие вопросы вы ждете от людей, которым посчастливится работать на Луне?

 Во-первых, я многого жду от исследования воды. Мы сможем узнать об истории солнечной системы, это крайне важный аспект. Не менее важен поиск метеоритов, которые попали на Луну с Венеры. Потому что очень сложно добраться до Венеры, там очень плотная атмосфера. Только у Советского Союза получилось отправить несколько зондов на Венеру, но вряд ли можно считать их миссии полностью успешными. Поэтому очень сложно получить образцы грунта оттуда. И найти метеориты с Венеры на Луне будет очень полезно. И еще, мы можем использовать Луну для того, чтобы смотреть с нее на звезды. Есть же обратная сторона Луны, туда можно поставить радиотелескоп и смотреть с той стороны. Потому что самое тихое место — это обратная сторона Луны, там нет никаких помех со стороны Земли и с передней стороны Луны.

— Вы верите в то, что на Луне когда-нибудь появятся колонии? И что они будут состоять из людей, которые не просто прилетают, а живут некоторое время с какими-то целями.

 Мне кажется, ситуация с Луной все же будет больше похожа на ситуацию с Антарктидой, в которой никто не живет постоянно: люди приезжают на какое-то время, выполняют свою научную задачу и уезжают обратно. Мы не знаем о долгосрочных эффектах и влияниях, которые низкая гравитация оказывает на человека. В частности, мы не знаем, как она влияет на беременность. Будет ли ребенок расти хорошо в этих условиях или нет? Это можно узнать только опытным путем. Поэтому колония на Луне, скорее всего, не появится. Не знаю. Это с большей вероятностью произойдет на Марсе. Но мне кажется интересным сам опыт, сама возможность походить по Луне, посмотреть с Луны на Землю, почувствовать разницу гравитации. Нужно ценить возможность посмотреть на свою планету с другой точки. И в связи с этим я, пожалуй, не смогу точно заявить, что колоний на Луне не будет. Может быть, будут какие-то религиозные верования, руководствуясь которыми, люди отправятся на Луну. Может, они будут считать, что именно на Луне будет свобода, а на Земле никакой свободы не достигнуть. Я не знаю, случится это или нет, но в теории это возможно. При этом жизнь на Луне очень сильно отличается от той жизни, к которой мы привыкли на Земле за последние несколько тысяч лет. Это очень сложные условия жизни. И Луна не прощает ошибок.