Пресса

"Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии" Майкла Газзаниги

Алексей Павперов и Петр Силаев Афиша Daily Алексей Павперов и Петр Силаев

Майкл Газзанига — один из создателей и основной популяризатор теории "расщепленного мозга". Вкратце: если у пациента хирургическим путем разделить полушария головного мозга (операция, известная как комиссуротомия, — во время нее разрезают мозолистое тело, и это излечивает при тяжелых формах эпилепсии), в голове у человека будто появляются две идентичности, которые ведут себя по-разному. Со времен открытия эффекта в 1960-х он постоянно приводится в популярной литературе в качестве примера зыбкости традиционного представления о личности — разуме или душе, как угодно. Спустя 50 лет Газзанига возвращается к этому вопросу и пытается структурировать все, что мы знаем о связи физиологии нервной деятельности и поведения, — сейчас это называется нейросоциологией и социальной нейробиологией.

Самые интересные части книги посвящены его личным воспоминаниям о первых экспериментах в этой области. Ставший каноническим пример пациента W.J.: вся лаборатория собралась вокруг пожилого мужчины, которому слева под определенным углом показывают ложку. "Что вы видите?" — "Ничего". Зато он чувствует. Когда ему показывают фотографию ребенка, он снова говорит, что ничего не видит, но испытывает умиление. Когда его просят нарисовать то, что он "не увидел", он протестует и говорит, что может нарисовать только первое, что на ум взбредет, — и рисует ложку.

Оказалось, левое полушарие отвечает за логические вычисления, а правое — за эмоциональный ответ. Сейчас этим никого не удивишь. Интересно то, что оба полушария могут принимать решения автономно — в том числе морально-этические. Один и тот же человек может решить моральную дилемму по-разному: с точки зрения только эмпатии или только логики. Можно ли тогда говорить о свободе воли — особенно в самом прикладном значении, юридическом?

Нейросоциология попыталась сконструировать некую универсальную модель морали на основе карты мозга. Выяснилось, что у коллективных приматов определенные мозговые отделы одинаково реагируют на воздействие как на самого индивида, так и на его соседа. Отдел страха, к примеру, испускает одинаковые волны, когда пугают нас и когда пугают кого-то, кого мы видим. Суммируя подобные рапорты, можно вывести 5 моральных заповедей шимпанзе: сострадание, справедливость, уважение к иерархии, верность группе и соблюдение гигиены. Наше поведение тоже должно, в принципе, следовать подобной системе мозговых сигналов — в общем, есть чему поучиться.


ЗДЕСЬ УПОМЯНУТО