03 июня 2015

Биографии и мемуары. Любимые женщины Ингмара Бергмана

Летом 2007 года в один и тот же день — 30 июля — умерли два человека, без которых нельзя представить европейский кинематограф XX века, Ингмар Бергман и Микеланджело Антониони. Обоим было около девяноста лет, оба прожили прошлое столетие практически с самого начала и до конца. Оба были настоящими гигантами в культурной жизни своих стран, но Бергман отбрасывал — и до сих пор отбрасывает — значительно более длинную тень. Это немудрено: в Швеции даже сейчас живет меньше десяти миллионов человек, и трудно представить себе человека из мира кино или театра, который на протяжении хотя бы какого-то периода своей жизни не был вынужден думать о фигуре великого режиссера и о своем к ней отношении. Короче, речь идет о самом настоящем национальном достоянии.

Как многие великие художники, Бергман сделал свою жизь частью своей творческой биографии, опубликовав автобиографическую книгу "Волшебный фонарь". Уже при жизни Бергмана полки магазинов полнились исследованиями его профессионального пути. Через несколько лет после его смерти шведский писатель и журналист Тумас Шеберг решился на создание биографии совсем другого рода. В ее центре не фильмы, а настоящая жизнь и настоящие женщины Ингмара Бергмана.

"Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены" — так называется эта книга, и начинается она совершенно недвусмысленным образом. Основному тексту предпослана хронология жизни Бергмана, но с легкостью угадываются в ней только две точки — начальная и конечная. Между ними — ни одного упоминания о начале пути режиссера, о его фильмах и наградах. Только женщины, женщины, женщины. И дети. Бергман родился в 1918-м. В 1940-м состоялась его первая помолвка — и тридцать лет, до начала 1970-х, чуть ли не каждый год происходило что-то новое: развод, женитьба, рождение сына или дочери, очередная связь, очередная измена. Одних жен четыре, девять человек детей. А потом вдруг все меняется, и с 1971-го до самой ее смерти четверть века спустя Бергман живет с Ингрид фон Розен.

Многие обвиняли и еще будут обвинять Тумаса Шеберга в неподобающем отношении к великому шведу, но на это можно возразить: любовная, семейная жизнь режиссера, художника имеет к его творческой жизни самое что ни на есть прямое отношение. "Ингмар Бергман" не бульварное чтиво, а чрезвычайно скрупулезная попытка разобраться в эмоциональной жизни сложного, во многом скрытного человека, которому было суждено стать одним из главных феноменов мировой культуры XX века.