23 сентября 2025

Что мы узнали о животных из книги "Царство игры"

На прошлой неделе был объявлен короткий список премии "Просветитель. Перевод". В шорт-лист вошла книга Дэвида Туми "Царство игры" — уникальное исследование, в котором автор разбирает природу, смысл и загадки игрового поведения самых разных животных, от шмелей и осьминогов до обезьян, собак и слонов. Рассказываем о самых удивительных фактах о животных, которые мы узнали из работы Дэвида Туми.

Животные играют, чтобы учиться?

Можно предположить, что игра взрослых животных все-таки несет адаптивное преимущество, но не для них самих, а для их потомства — что когда взрослые играют с детьми, они просто проявляют себя как хорошие родители. Это похоже на правду во многих случаях. Например, взрослые лисы играют с лисятами, даже чужими. Но бывает и так, что мы ошибаемся, наблюдая якобы обучение детенышей взрослыми. Возьмем любопытный случай кошек. Детям, которые спрашивают, почему взрослые кошки и котята играют с мышами, прежде чем убить их, часто отвечают, что взрослые кошки обучают молодежь охотиться. Это объяснение — что-то вроде невинной лжи. В конце 1970-х Тим Каро, собиравшийся тогда защищать докторскую по психологии в Университете Сент-Эндрюс, изучал две группы кошек, одной из которых в детстве давали играть с предметами, а другой — нет. К своему удивлению, он не обнаружил разницы в их хищнических навыках. Сара Л. Холл из Института антрозоологии в Саутгемптонском университете обобщила результаты подобных исследований так: "Неясно, почему кошки играют с живой добычей". Среди научных загадок эта, может, и не сравнится с вопросом астрофизиков: "Почему 90% массы Вселенной невидимы?", но она достаточно удивительна, чтобы возвращаться к ее решению. Вероятно, люди наблюдали за кошками, играющими с живой добычей, с тех пор как существуют люди, кошки и живая добыча, но нам все еще неизвестно, почему они это делают. Благодаря профессору Каро и другим мы, по крайней мере, знаем, что дело не в обучении. Так как многие животные играют взрослыми и без потомства, их игра тоже, судя по всему, не имеет ничего общего с обучением и родительскими обязанностями. В список таких животных входят пятнистые гиены, самки сивучей, самцы ревунов, львы, лесные волки и шотландские зайцы-беляки.

Катание с горки — любимое развлечение животных

Известно, что собакам нравится резвиться на снежных склонах, соскальзывая вниз и снова взбираясь наверх, чтобы съехать. Немецкий философ и психолог Карл Гроос описал то же поведение у серны, проворной, похожей на козу антилопы, которая обитает в гористых регионах от Испании до Кавказа:

"Когда летом серны поднимаются на снежники, то любят там поиграть. Они падают на колени у вершины крутого, покрытого снегом склона, загребают всеми четырьмя ногами, чтобы оттолкнуться, а затем скатываются вниз по поверхности снега, зачастую проезжая так от ста до ста пятидесяти метров, взрывая снег и покрываясь мелкой снежной пылью. Съехав, они вскакивают на ноги и медленно взбираются туда, откуда скатились. Остальное стадо смотрит на катающихся товарищей с одобрением, и одна за другой серны вступают в ту же игру. Нередко серна съезжает по снежной горке два-три раза, а то и больше. Некоторые, бывает, оказываются внизу почти одновременно".

Вероятно, существует целая поведенческая категория — катание крупных млекопитающих. Для некоторых из них, если нет снега, годится и другой субстрат. Многие сообщают о распространенном поведении толстокожих в некоторых регионах Индонезии — об импровизированном сеансе катания. Рассказывают, как молодой слон дожидался на высоком берегу, пока два его соплеменника взберутся по склону. Когда те добрались до середины, он присел, скатился и столкнулся — по-видимому, нарочно — с одним из них, и уже вместе они продолжили путь под горку. Очутившись внизу, оба полезли по склону обратно, но сверху уже ехал третий слон. Он столкнулся с ними, и все трое скатились вниз большой грязной кучей.

Тяга к катанию хорошо известна у человеческих детей, и Дарвин, любящий отец десятерых, старался ее удовлетворять. В обстановку их дома, георгианской усадьбы Даун-хаус, входила переносная деревянная горка, которую можно было закреплять поверх лестничных ступеней, дабы дети наслаждались умеренным возбуждением от медленного контролируемого падения.

Крысы играют, чтобы снять стресс

Ощущая угрозу, животное становится бдительным. Такое поведение само по себе оказывается адаптивным преимуществом и может спасать жизнь. Однако животное под угрозой переживает стресс, и когда опасность снижается или исчезает, стресс может сохраняться и оборачиваться серьезной издержкой: он вредит двигательным функциям и рефлексам и может угрожать здоровью животного в долгосрочной перспективе, потому что энергия, которую направляют к мышцам гормоны стресса, крадется у иммунной системы. Когда стресс не нужен для выживания, у животного есть серьезное основание избавляться от него.

Крысы избавляются от стресса двумя способами. Один из них — социальный груминг: они аккуратно покусывают друг другу шерстку. Второй — игровая борьба. В ряде исследований крысы прекращали игру, когда им предъявляли запах кошки; после его устранения они возобновляли игру, порой даже с большей интенсивностью. Такой "эффект отдачи" указывал на то, что крысы играли не просто из-за возможности делать это, а старались таким способом снять стресс, вызванный кошачьими феромонами.

Собачий игровой поклон

Возможно, самый знаменитый исследователь игры — голландский историк Йохан Хёйзинга. В своей книге 1938 года Homo Ludens ("Человек играющий") он писал о собаках: "Они побуждают друг друга к игре посредством особого рода церемониала поз и движений". Хёйзинга говорит здесь об интересном и хорошо изученном действии из поведенческого репертуара собак — игровом поклоне. Собака сгибает передние лапы так, что голова и плечи оказываются ниже зада, при этом она может лаять или вилять хвостом. Марк Бекофф назвал это "в высшей степени ритуализованным и стереотипным движением, функция которого, видимо, состоит в побуждении реципиента включиться в социальную игру (или продолжить в ней участвовать)". Так как щенки делают игровой поклон без обучения, это поведение представляется инстинктивным. Но инстинктивность не мешает ему быть сложным. Подобный ритуал осуществим лишь благодаря "теории разума" — способности особи правильно определять психическое состояние других, объяснять их текущее поведение и предсказывать будущее. Только посредством развитой у собак теории разума игровой поклон вообще работает. Собака, увидевшая, как сородич исполняет игровой поклон, поймет, что ее приглашают поиграть. Когда собака, поклонившаяся первой, увидит, как другая кланяется в ответ, она поймет, что приглашение принято: та доверяет значению поклона, который сообщает, что любое дальнейшее поведение, пусть даже похожее на настоящую драку (например, рычание или оскаливание зубов), все-таки останется игрой.

Игровой поклон — один из множества сигналов, используемых животными, чтобы приглашать к игре и не допускать перехода игры в агрессию. Полевки, к примеру, вырабатывают специальный феромон; карликовые мангусты издают особые звуки; приматы делают "игровое лицо", расслабляя и приоткрывая рот.