07 октября 2025

"Глаза Моны": трогательный французский бестселлер, покоривший весь мир

Роман "Глаза Моны" вышел в начале 2024 года, но уже стал настоящим литературным феноменом. В одной только Франции книга разошлась тиражом более 400 тысяч экземпляров, а права на перевод купили 37 стран. Главной героине романа десятилетней Моне грозит слепота. Ее дедушка хочет, чтобы она успела увидеть "всю красоту мира", поэтому раз в неделю они вместе отправляются в один из парижских музеев, чтобы полюбоваться искусством. "Глаза Моны" – не только добрая и жизнеутверждающая книга, но и своеобразный учебник истории мировой живописи и скульптуры за последние 500 лет. Рассказываем, почему стоит прочитать этот трогательный и удивительный роман о силе прекрасного.

"Вдруг наступила темнота. Как будто черную тряпку набросили. Потом замелькали какие-то вспышки, так бывает, когда пытаешься смотреть на солнце сквозь закрытые веки или когда сжимаешь кулаки, чтобы не закричать от боли или от волнения.
Мона, конечно, не так все это описала. Когда несчастье обрушилось на маленькую испуганную десятилетнюю девочку, она сказала просто, без поэтических красот:
— Мама, мне стало совсем темно!"

Десятилетняя Мона внезапно перестает видеть. Приступ у девочки длится чуть больше часа, и зрение возвращается так же внезапно, как и пропало. Родители Моны невероятно обеспокоены этим пугающим происшествием, тем более что врачи не могут поставить девочке точный диагноз. Постепенно офтальмолог, который лечит девочку, приходит к мысли, что причиной таких приступов слепоты может быть пережитый Моной глубокий стресс. Он опасается, что опасность рецидива сохраняется и предлагает отправить девочку к психиатру. Однако вместо предписанных врачом сеансов ее дедушка Анри, в прошлом блестящий фоторепортер, раз в неделю водит Мону в парижские музеи и показывает ей шедевры живописи и скульптуры, помогая почувствовать их красоту и проникнуться чудом искусства.

"Анри прекрасно понимал. Но в этот самый миг его осенила грандиозная идея, в которую он предпочел никого не посвящать. Нет, он не станет водить внучку к психиатру. Вместо этого он проведет ей курс совсем другой терапии, такой, которая перевесит уродство, которым она с детства окружена.
Он поведет Мону, верящую ему больше, чем любому другому взрослому, туда, где хранятся главные сокровища человечества, — они будут ходить по музеям. И если, к несчастью, Мона когда-нибудь совсем ослепнет, у нее в голове, по крайней мере, будет неисчерпаемый кладезь зрительных образов. И вот как он представлял себе осуществление этого плана: раз в неделю, по строгому расписанию, он будет брать Мону за руку и показывать ей в музее одну, всего одну вещь; сначала ничего не говорить и ждать, чтобы гармония красок и линий впиталась в ее сознание, а потом, когда придет время перейти от восхищения к осмыслению, объяснить ей словами, как художники говорят с нами о жизни, как показывают ее.
И это будет лучшее лечение для его маленькой Моны. Они пойдут в Лувр, затем в музей Орсе и, наконец, в Бобур. Там-то, в этих местах, где сосредоточено все самое отважное и прекрасное, что создали люди, он найдет душеукрепляющее средство для внучки. Анри был не из тех любителей искусства, которые вдали от мира упиваются глянцевыми портретами кисти Рафаэли или ритмическими линиями фигур на рисунках Дега. Он ценил искусство, в котором есть, так сказать, огонь, и часто говорил: "Искусство — это или пожар, или пустое место". Ему нравились те картины и скульптуры, которые могли бы всем своим видом или отдельной деталью обострить, разжечь желание жить".

52 недели и 52 великих произведения искусства. Да Винчи и Боттичелли, Рафаэль и Тициан, Рембрандт и Вермеер, Мане и Моне, Ван Гог и Пикассо, Кандинский и Малевич — дедушка и внучка будут восхищаться, ужасаться, волноваться, а главное задаваться вопросами, захваченные красотой и величием картины или скульптуры.

"Роман взросления" и путеводитель по истории искусства

Автор романа Тома Шлессер – французский историк искусства и преподаватель. В книге он в легкой и увлекательной манере делится своими глубокими знаниями о шедеврах живописи и скульптуры – от Микеланджело до Джексона Поллока. Шлессер признается, что работал над "Глазами Моны" долгих 10 лет: "Книга вызревала долго, в процессе множества правок. Я хотел найти правильную форму: не академическое эссе и не роман с классическим сюжетом. Добиться этого было непросто, особенно учитывая, что с 2016 по 2022 год я написал и опубликовал три книги, одновременно работая над "Глазами Моны".

Как историк искусства, Тома Шлессер специализируется на периоде с XIX века до наших дней и даже написал книги о Гюставе Курбе и Анне-Еве Бергман, которые фигурируют в романе. Однако для книги ему пришлось многие часы заниматься исследованиями, чтобы как можно более точно рассказать о работах художников, с которыми он был не так хорошо знаком. "Так что я сам многому научился у Моны и ее дедушки", – шутит писатель.

Роман Тома Шлессера "Глаза Моны" вышел в 2024 году и сразу стал настоящим литературным феноменом во Франции. Книга заслужила высокие оценки критиков и читателей и за считанные месяцы разошлась тиражом более 400 тысяч экземпляров. Права на перевод романа купили 37 стран, а Тома Шлессер был удостоен звания "Автор года" в рамках премии "Трофеи книгоиздания – 2025".

Было подготовлено методическое пособие для изучения романа "Глаза Моны" в школах и специальное издание шрифтом Брайля. Тома Шлессер подчеркивает, что с самого начала мечтал, чтобы книга не только была доступна для слабовидящих, но и сделала для них более понятным изобразительное искусство – именно поэтому описания картин и скульптур в книге такие подробные.

"Когда я начал работу над книгой в 2013 году, зная, что буду много говорить о слепоте, я сразу же поставил перед собой довольно сумасшедшую задачу: этот роман об изобразительном искусстве должен был быть адресован слепым и всем, кто страдает от нарушений зрения. Именно поэтому в каждой главе книги есть описания произведений, писать которые было настоящей пыткой! И вы можете представить себе мою радость, когда я узнал о переводе книги на шрифт Брайля и о том, что ее выпустят в аудиоформате, – вспоминает Тома Шлессер. – Я много беседовал с людьми, лишенными зрения или постепенно его утрачивающими. Я не хочу говорить за них, это было бы неуместно. Могу лишь заверить вас, что то, что они рассказали мне о своих впечатлениях от "Глаз Моны", потрясло меня до глубины души, до слез. В общем, я пришел к пониманию, что этот роман может принести пользу тем, кто им наслаждается, особенно больным, и это очень приятно. Тем не менее, это всего лишь книга, и мое уважение к страдающим людям или к тем, кто о них заботится, слишком велико, чтобы предполагать, будто искусство или литература обладают целительной функцией. Утешают – да, конечно, и это уже очень хорошо".

"Глаза Моны" — не только своеобразный учебник по истории мировой культуры, но и тонкая, трогательная, философская история о любви, надежде и силе искусства, которое помогает нам переживать даже самые сложные времена. Вместе с героями читатели будут неспешно прогуливаться по музейным залам, изучая творчество великих мастеров от эпохи Возрождения до наших дней.