28 октября 2019

Философия: "Насосы интуиции и другие инструменты мышления" Дэниела Деннета

Одна из основных задач этой книги состоит в том, чтобы вооружить читателя инструментами, позволяющими развить критическое мышление. Ведь "умело используемый инструмент становится частью вас, подобно рукам и ногам, и это особенно верно в отношении инструментов мышления. Вооружившись этими простыми универсальными инструментами мышления, вы будете лучше подготовлены к последующим изысканиям: вы будете видеть возможности, слышать предупредительные сигналы, чуять подвохи и остерегаться ошибок, которые могли бы сделать в ином случае". Как моментально видеть основные слабые стороны любой научной работы? Как вести спор с человеком, чьи аргументы не выдерживают критики, но развитое ораторское мастерство не позволяет вам к нему подступиться? Как не попасть в риторические ловушки оппонента? Как, в конце концов, облегчить себе жизнь на долгом и сложном пути поиска истины при решении самых разных задач: от размышлений об эволюции до преодоления конкретных трудностей на работе. Деннет подробно разбирает основные инструменты мышления и дает советы по наиболее удачному и эффективному их применению. Так, например, закон Старджона, названный в честь фантаста Теда Старджона, гласит: "Девяносто процентов всего что угодно – полная чушь". Будь это научная фантастика, эксперименты в молекулярной биологии, поэзия, книги по философии или рецензируемые статьи по математике. А раз так, не стоит тратить свои время и силы на освистывание и разнесение в пух и прах этой чуши. "Критикуйте качественные вещи – или не критикуйте вообще", –  советует Деннет. Еще одним примером важного инструмента мышления может служить знаменитая бритва Оккама, формулирующийся следующим образом: "Не следует множить сущее без необходимости". То есть, "если воздействие чрезвычайно холодного воздуха объясняет все симптомы обморожения, не стоит заявлять о наличии ненаблюдаемых "снежных бактерий" или "арктических микробов".

Но особое внимание автор уделяет "насосам интуиции", коротким историям, "которые призваны стимулировать искреннее, прочувствованное интуитивное озарение". Как, например, история об эксцентричном тюремном надзирателе, который каждую ночь оставлял камеры спящих заключенных открытыми. Но заключенные об этом не знали. Были ли они свободными? Ответив или даже поразмыслив над этим вопросом, мы приобретем знания, которые сможем использовать впоследствии для решения куда более практичных задач.

Деннет не только вручает читателю все эти инструменты мышления, но и сообщает массу полезных предостережений. Например, проверять любое изречение на наличие в нем так называемой "глубокости". "Глубокостью" автор называет утверждение, "которое кажется важным и истинным – и мудрым, –  но добивается этого за счет своей двусмысленности". Таким может быть, например, утверждение "любовь –  всего лишь слово" или пример, которым поделился с Деннетом Ричард Докинз, рассказавший ученому, что архиепископ Кентерберийский описал свою веру так: "Молчаливое ожидание истины, смиренное пребывание в тени вопросительного знака". Принципы разграничения действительно взвешенной постулации от расплывчатой глубокости, которые дает Деннет, могут здорово помочь не попасться на удочку псевдофилософских измышлений.