08 апреля 2015

Зарубежный детектив: Джон Вердон и невеста без головы

"Зажмурься покрепче" — очень необычная книга, потому что написал ее очень необычный человек.

Многие авторы остросюжетных романов, детективов, триллеров изначально избрали для себя профессию писателя. Некоторые пришли в литературу из других профессий: например, Рэймонд Чандлер работал бухгалтером в нефтяной компании, Артур Конан Дойл был врачом, Джон Гришэм — юристом и политиком. Но все они — и многие другие — в какой-то момент решили сменить род деятельности и стать профессиональными литераторами.

Джоном Вердоном стоит особняком. Он стал литератором уже после того, как его профессиональный путь завершился, да и то не сразу: проработав три десятка лет в рекламном агентстве, он решил сделать крутой поворот и десять лет подряд занимался изготовлением мебели из дерева. И лишь после того, как на пенсию собралась его любимая жена Наоми, семья Вердонов переехала из Нью-Йорка в домик у подножия Катскильских гор, и Джон начал запоем читать классиков детективного жанра. В какой-то момент Наоми сказала мужу, что тот должен сам написать детектив.

И он написал. В вышедшем у нас некоторое время назад романе "Загадай число" Вердон впервые познакомил читателей с полицейским на пенсии Дэйвом Гурни. Вряд ли юный дебютант — на момент публикации книги в 2010 году Вердону было 68 лет — мог предполагать, сколько человек, сколько миллионов человек захотят познакомиться с Гурни, его женой Мадлен и его бывшими сослуживцами. Сегодня четыре романа Вердона изданы в десятках стран по всему миру, к публикации готовится пятый.

"Зажмурься покрепче" не развлечение на один долгий вечер. В романе почти семьсот страниц — не только потому что преступление совершено с особой жестокостью, но и потому, что Вердон очень подробно выписывает всех героев своих книг, даже эпизодических. Люди нужны ему не как преступники и жертвы, хорошие и плохие полицейские, жены и любовницы, то есть как инструменты в детективной игре, а как сложные, неоднозначные обитатели совершенно реального мира, в компании которых не скучно будет провести неделю-другую. В романах Вердона множество деталей и необязательных, на первый взгляд, пейзажных или портретных зарисовок, которые, в конечном счете, и делают созданный им мир таким убедительным.

Во втором деле Дэйва Гурни есть от чего зажмуриться покрепче: через считанные часы после бракосочетания, прямо на свадьбе зверски убита молодая невеста из богатой семьи — ее безголовое тело обнаружили в хижине садовника. Голова лежала на столе. Садовник пропал. Полицейские без толку провели четыре месяца, и семья погибшей решила, что настало время обратиться к Гурни. Мадлен против того, чтобы Дэйв брался раскрывать еще одно жесткое убийство, да и вообще отношения мужа и жены в последнее время оставляют желать лучшего, но как же такого удержишь?...