15 июня в Москве начнётся фестиваль "Новое кино Швеции". Среди множества замечательных фильмов — «Столетний старик, который вышел в окно и исчез», снятый, как вы уже наверняка догадались, по книге Юнаса Юнассона «Сто лет и чемодан денег в придачу». По этому случаю мы решили вспомнить ещё несколько хороших книг шведских писателей — по каждой из них, как нам кажется, можно было бы тоже снять отличный фильм.
События, описанные Ваттином в этой книге, частично правдивы, частично выдуманы, но в любом случае более чем достоверны. Главный герой — это во многом сам Ваттин, фамилию Исаковиц носил его прадед, еврей, сгинувший в концлагере, а до этого, как гласит семейная легенда, закопавший нечто загадочное и очень важное у себя во дворе. Сюжет прост, но крайне увлекателен: его сын, внук и правнук, собрав вокруг себя других родственников, отправляются на поиски фамильного сокровища, которое, очевидно, было зарыто в маленьком городке, в прошлом немецком, а теперь находящемся в Польше. В этой книге сходится всё: и ужасы гитлеровской Германии, и жизнь в послевоенной Европе, и очень личная история людей, чьи корни, где бы эти люди сейчас ни жили, навсегда остались там, в польской земле, в маленьком городке, откуда был родом их убитый нацистами прадед.
Этот роман рассказывает о настоящей любви и настоящем одиночестве. Всё, что так талантливо описывает Йоргенсдоттер, так или иначе происходит со многими из нас. «Шоколадный папа» — это прежде всего история девушки по имени Андреа, которая способна полюбить, но при этом испытывает сильнейшую боль. Ранняя потеря отца, психиатрическая больница, судьбоносное знакомство с Каспером, тоже непростым пациентом, и другие события, описанные в книге, заставляют вас мгновенно погрузиться в мир Андреа, пройти вместе с ней через ревность, бесконечные спады настроения, обиду и непреодолимое и, очевидно, неисполнимое желание быть одним целым с любимым человеком. Андреа страдает от одиночества, но продолжает бороться, и её борьба настолько правдоподобна и важна, что отложить эту книгу на потом просто невозможно.
С недавних пор Мендель-Энка называют Вуди Алленом от литературы: и действительно, легендарного американского режиссёра и относительно молодого шведского писателя объединяет специфическое, — очевидно, присущее в основном евреям, — чувство юмора. «Три обезьяны» — это по-настоящему смешной и одновременно печальный рассказ о маленькой еврейской общине Гётеборга, хроника её распада и всего, что с ним связано. Как бы шутя, Мендель-Энк говорит о самых серьёзных вещах: о том, как семья пожирает собственных детей, о слабости и силе отдельного человека, о смысле его существования. Трудно поверить, но в этот совсем небольшой роман Мендель-Энку удалось поместить всё самое главное: автор не только изящно делится своим представлением о жизни и в частности о семье, ненавязчиво указывая на все её болевые точки, но и предлагает разгадать загадку непонятных трёх обезьян, столь важных для понимания мира, в котором живёт ребёнок, главный герой этой мудрой и увлекательной книги.