30 октября 2015

Франция будет покорна. Новый роман Мишеля Уэльбека

Как ни один другой роман Мишеля Уэльбека, "Покорность" — книга политическая. И по тексту, и по контексту — 7 января 2015-го, когда роман должен был появиться на прилавках, случилось нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo, под знаком которого и прошел этот год. Читая "Покорность" сегодня, очень трудно отделаться от этого знания, но сделать это практически необходимо.

В "Покорности" все не совсем соответствует ожиданиям, в том числе ожиданиям постоянного читателя романов Мишеля Уэльбека. Десять-пятнадцать лет назад Уэльбек часто попадал в новости в связи с очередной попыткой засудить его за "ненависть к исламу" и проч. — а вот на "Покорность" мусульмане должны обижаться последними. Главным объектом убийственной сатиры Уэльбека здесь выступает старая добрая уничтожающая самое себя Франция.

Собственно, сюжет "Покорности" настолько прост, что умещается в издательскую аннотацию, и скрывать его нет никакого смысла: в 2022 году в ходе совершенно честных демократических выборов — и благодаря поддержке некоторых традиционных партий — кандидат от умеренных исламистов побеждает кандидата от Национального фронта (то есть Марин Ле Пен) и становится президентом Франции. А дальше Франция постепенно меняется.

За этими трансформациями читатель наблюдает глазами Франсуа, профессора одного из парижских университетов, специалиста по творчеству Ж. К. Гюисманса, мужчины в самом расцвете лет, но не в самом расцвете сил, физических и интеллектуальных. Вообще-то политика далеко не на первом месте в списке интересов Франсуа — еда и секс увлекают его гораздо больше — но положение дел обязывает, и он постепенно втягивается в политическую жизнь страны, которая уже никогда не будет такой, как прежде.

"Покорность" потрясает не внезапными поворотами сюжета и не сенсационностью своих пророчеств, а прежде всего мастерством прозы, реальностью выписанного Уэльбеком дивного нового французского мира, безжалостностью и убедительностью картинки новостного выпуска: 2022 год мог выглядеть далеким будущим из середины прошлого века, а по состоянию на сегодняшний день это практически буквально завтра. Конечно, Мишель Уэльбек не то чтобы совсем Франсуа, но и не то чтобы совсем не Франсуа. В своей новой книге главный французский писатель нашего времени ставит своей родине, а вместе с ней и всей Европе самый страшный диагноз: все, что с ней случится, случится с ее позволения. Франция проявит покорность.