Остросюжетный роман - это жанр, который не дает нам спать ночами. Если книга хорошо написана, ее хочется прочесть всю сразу, и желательно сделать так, чтобы нас не беспокоили. В нашу сегодняшнюю подборку вошли как раз такие романы. И почти все они - еще и приключенческие.
Любовь к такого рода литературе нам прививали с детства: макулатурные Дюма, Верн и Лондон, чтение под партой многочисленных (и часто - очень похожих друг на друга) книжек "про индейцев", дворовые игры "в Робин Гуда", - все это помогало нам открывать мир, полный тайн и пугающих, но манящих маршрутов. Франция и Южная Америка, Англия и Канада внезапно оказывались близкими и доступными.
Многим удалось сохранить эти ощущения и спустя годы. И поэтому остросюжетные приключенческие романы по-прежнему остаются нашими фаворитами. Только сейчас они все чаще играют роль громоотвода. Нет лучшего способа отключиться от вечных проблем, чем погружение в увлекательную книжку.
У английской писательницы Кэрол Бёрч было не вполне счастливое детство. Она родилась в Манчестере и росла среди работяг, не особо склонных к романтике, поэтому ей приходилось самой придумывать для себя сказки. А еще Кэрол много читала, и ее любимыми книжками были приключенческие романы. И, возможно, ее роман "Зверинец Джемрака" ("Азбука") стал своего рода благодарностью всем тем писателям, что развлекали ее в детстве.
Ради этой книги Бёрч почти на год стала затворницей. Чтобы написать о длинном и трагическом морском путешествии за невиданным драконом, она изучила массу архивных документов и свидетельств. В результате в основу ее книги легли две реальные истории: о том, как маленького мальчика в лондонских трущобах чуть не сожрал тигр, и о том, как моряки с потерпевшего крушение судна несколько недель дрейфовали в открытом море без еды и пресной воды.
Джаффи Брауну было восемь лет, когда, бродя по Ист-Энду, он нос к носу столкнулся со здоровенным тигром. Оказалось, что тигр сбежал из зверинца Чарльза Джемрака - охотника, ловца и торговца экзотическим зверьем. Разинув пасть, зверь схватил мальчишку за голову и проволок его полквартала, прямиком к Джемраку, который и спас пацана. Джаффи всю оставшуюся жизнь будет вспоминать свою встречу с тигром - но не с ужасом, а с благодарностью. Потому что именно эта встреча помогла парню изменить свою судьбу. Он стал работать на Джемрака, изучая тонкости в общении и уходе за экзотическими животными. Он повидал тварей, которые большинству его земляков являлись лишь в кошмарах. И вот, настал момент, когда Джаффи смог сам отправиться в путешествие - за свирепым драконом, о котором даже не было известно, существует он или нет.
Бёрч рассказывает историю Джаффи Брауна в лучших традициях жанра: обстоятельно, с большим количеством подробностей, до последнего сохраняя интригу. Кульминация книги - это скитание по морю, от которого буквально становится не по себе. Но, даже мечтая на время отложить книгу, чтобы переварить прочитанное, вы ни за что не сможете этого сделать. Поэтому "Зверинец Джемрака" не рекомендуется читать в метро: с этим воистину остросюжетным романом можно проехать не одну лишнюю остановку.
Кстати, в издательстве Corpus не так давно вышла книга, которая хоть и не является остросюжетным романом, но полностью соответствует законам жанра. Это "Тигр. История мести и спасения". Написана и читается она как триллер, хотя все события, в ней описанные - от первой буквы до последней точки - происходили на самом деле. И, возможно, вам она будет интересна еще и потому, что рассказывает о российских реалиях.
Автор "Тигра", Джон Вэйлланд - канадский журналист и защитник прав животных. В поисках материалов для своих исследований он объездил полмира и в результате заработал репутацию автора нового жанра - природоохранного триллера.
Возможно, кто-то из вас вспомнит о статьях, публиковавшихся в 1990-е годы в наших газетах. Там описывались ужасные случаи нападения тигров-людоедов на людей. Только для газетчиков тех лет такие истории были скорее развлекательными: как известно, ничто так не будоражит читателя, как чтение криминальных новостей. Но Вэйлланд отнесся к этим историям по-другому. Он поехал на Дальний Восток, забрался в самую глухую тайгу - поселок Соболиный, забытый и государством, и, кажется, богом, - и поговорил с людьми, ставшими участниками кровавых событий.
При этом Вэйлланд своего главного героя - амурского тигра - любит, пожалуй, больше, чем его соседей - живущих в тайге людей. Он подробно объясняет причины того, что тигры становятся людоедами. При этом рассказывает он и о том, что с голодными, не имеющими источников заработка людьми, тигры часто делятся своей добычей.
Перемежаемый историческими экскурсами (в книге в частности много рассказывается о Дерсу Узала и Владимире Арсеньеве) рассказ почти не дает читателю передохнуть. А главное, поселяет в нем странное чувство: несмотря на ряд кровавых расправ, несмотря на то, что люди, когда-то приехавшие в тайгу на заработки, оказались никому не нужными, ты понимаешь, что и тигру ты очень и очень сочувствуешь.
Читается этот документальный остросюжетный роман на одном дыхании - и действительно как триллер. Хотя некоторые комментарии автора в адрес российских реалий невольно заставляют улыбнуться.
Возвращаясь к художественному остросюжетному роману, нельзя не упомняуть и книгу Джоан Харрис "Джентльмены и игроки" ("Эксмо").
Наверное благодаря роману "Шоколад", по которому был поставлен одноименный фильм с Джонни Деппом и Жюльетт Бинош, к Харрис принято относиться как к "женской писательнице". В ее книгах и впрямь много девичьего. И "Шоколад", и "Леденцовые туфельки", и "Ежевичное вино", вероятно, больше всего привлекают именно женщин. Но вот с "Джентльменами и игроками" вышла совсем иная история.
Правда, рассказать об этом романе без спойлеров практически невозможно. И тут стоит отметить мастерство переводчика книги Татьяны Старостиной, сумевшей сохранить интригу до конца. Это один из немногих остросюжетных романов, читая которые, до последнего невозможно догадаться, кто же убийца. Но это не детектив, а самый настоящий триллер.
Школа Сент-Освальд предназначена для детей из высшего общества. Невозможно представить, что в стенах этого привелегированного заведения может случиться что-то возмутительное и страшное. Тем не менее одно за другим там происходят загадочные преступления. И никто - ни ученики, ни учителя - не догадываются, что корни этих преступлений уходят в прошлое школы.
В разделе "Зарубежный остросюжетный роман" на нашем сайте вы сможете найти еще больше романов, где воедино сплетаются и приключения, и страшные тайны.