“Слепой часовщик” (1986) — одна из ранних книг Ричарда Докинза, посвященных эволюции человека — впервые выходит на русском языке почти через тридцать лет после появления оригинала. Как пишет в предисловии к книге Докинза замечательный биолог и палеонтолог Елена Наймарк, соавтор книги “Эволюция. Классические идеи в свете новых открытий”, “для современной биологии это весьма большой срок. Так, в научных работах редки ссылки на статьи 1990-х годов, а уж 1980-е стали почти ископаемыми (правда, полезными); хорошим тоном считаются ссылки на работы последних двух-трех лет, не более. И дело тут не в отсутствии уважения к авторам пенсионного возраста, а в том, что биология за это время стала совсем другой, с другими методами и задачами.”
Блестящий ученый, а впоследствии и популяризатор науки, Ричард Докинз не мог не понимать этого, а потому его книга написана так, чтобы и сто лет спустя быть не полезным ископаемым, а вечнозеленым растением. Из середины 1980-х он вряд ли мог увидеть развитие науки на десятилетия вперед (и вряд ли ставил перед собой такую заведомо неразрешимую задачу), так что “Слепой часовщик” — это не попытка ошарашить читателя прогнозами и репортажами с передового края науки, а нечто одновременно более скромное и более амбициозное. В своей книге Докинз пытается ни много ни мало показать, как устроена эволюционная биология — не вдаваясь в недоступные для понимания обычного человека частности, объяснить, почему дарвиновская теория эволюции не просто “еще одна” теория, способная объяснить существование на нашей планете таких удивительно сложных устройств, как человеческий глаз или эхолокационный аппарат летучих мышей, а единственная подобная теория.
Название книги отсылает к знаменитому когда-то трактату “Естественная теология” английского богослова Уильяма Пейли. По мысли Пейли, если на пустоши лежат часы, то они не могли лежать там всегда — обязательно найдется человек, который создал их ради той задачи, которую они сегодня выполняют. А где часы, там и куда более сложные по своему устройству творения окружающей нас природы — у них тоже должен быть создатель, Создатель. Ричард Докинз не вступает в дискуссию с самим Пейли, но творчески и остроумно заимствует его главный образ. В интерпретации Докинза роль “слепого часовщика” исполняет естественный отбор — не обладающий отдельным сознанием и не строящий далеко идущих планов, но оттого не менее удивительный механизм. Механизм сложный, но разобраться в нем стоит хотя бы для того, чтобы не принимать принципы его работы на веру. Без малого пятисотстраничная беседа о принципах естественного отбора с одним из умнейших и наиболее широко образованных наших современников — каковой, по сути, и является “Слепой часовщик” — это, пожалуй, самый приятный инструмент для постижения этих принципов.