Напоминаем нашим читателям, что уже завтра — 15 июня — в Москве стартует фестиваль "Новое кино Швеции". Там можно будет увидеть фильм «Столетний старик, который вышел в окно и исчез», снятый по замечательной книге Юнаса Юнассона «Сто лет и чемодан денег в придачу», и другие новинки шведского кинематографа. На прошлой неделе мы вспоминали, по каким ещё изданным у нас книгам шведских писателей могли бы получиться отличные фильмы. Сегодня же мы решили рассказать вам о невероятно увлекательной биографии главного шведского кинорежиссёра всех времён — о книге Тумаса Шёберга «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены».
Эта уникальная биография уникального человека удивляет, шокирует, заставляет задуматься, но только не оставляет равнодушным. Шведский писатель и журналист Тумас Шёберг проделал огромную работу и в итоге совершил почти невозможное: основываясь исключительно на фактах, он написал по-настоящему захватывающий роман о великом человеке, который с каждой страницей становится всё более доступным, вызывающим не безусловное восхищение или неприятие, а самые обычные человеческие чувства, и порой очень неоднозначные.
В предисловии Шёберг подробно рассказывает, как рождалась эта книга. Всё началось с большой статьи о легендарном режиссёре, написанной двадцать лет назад: пытаясь нащупать истину, Шёберг встречался со многими людьми, хорошо знавшими творчество Бергмана и имевшими о нём собственное мнение. Спустя долгое время Шёберг вновь захотел обратиться к Бергману, но уже более основательно, и не как к знаменитому кинорежиссёру, а как к частному человеку — сыну, любовнику, мужу и отцу. Шёберг решил, что гораздо интереснее «разобраться в человеке из плоти и крови, а не копаться в отпечатках его личности, в случае Бергмана — в его фильмах и театральных постановках». Ведь если понять самого человека, то велик шанс понять и многое из того, что он создал.
Погрузившись в изучение дневников близких Бергману людей, Шёберг был очень удивлён: многие факты в них не совпадали с тем, что о себе писал сам Бергман. Впрочем, режиссёр признавался, что с детства умел довольно хорошо врать, то есть, говоря о своём прошлом, он вполне мог сконструировать удобную для себя реальность. Всё это сильно усложняло задачу Шёберга, который, тем не менее, решил во что бы то ни стало узнать правду. Благодаря исследовательскому и литературному дару автора эта книга действительно читается как безумно увлекательный роман. В ней читатель знакомится с десятью женщинами, абсолютно разными по темпераменту, воспитанию, внешнему облику, которые состояли с Бергманом в любовных отношениях. Конечно, вообще их было куда больше, но именно эти десять оказались для него особенно важны. На пяти Бергман был официально женат и имел от них девятерых детей. Шёберг прослеживает жизнь Бергмана от колыбели до последнего брака и пытается выяснить, кем был великий человек в своей личной, скрытой от посторонних глаз жизни. Письма, мемуары, беседы — в основу этой захватывающей биографии легло всё самое интересное, что Шёбергу удалось узнать об одной из самых значительных и самых противоречивых фигур мирового кинематографа.