Франческо Пикколо. Минуты будничного счастья. Минуты будничного несчастья

05 ноября 2019
ИЗДАНИЕ
АВТОР
Сергей Кумыш

Они непохожи друг на друга как две капли воды — форма и состав вроде бы одни и те же, но есть в них какая-то трудноуловимая разность, которая и отличает две небольшие книжки итальянского писателя и сценариста (одного из создателей сериала "Моя гениальная подруга") Франческо Пикколо одну от другой. Дело, конечно же, не в том, что в первой речь идет якобы о счастье, а во второй, ну, в общем, наоборот. И не в том, что они как-то по-разному написаны — вовсе нет: поменяй в названиях местами "счастье" и "несчастье" — и, по большому счету, ничего не изменится. Обе книги все равно будут рассказывать о буднях римского буржуа, у которого, в общем и целом, все в жизни классно. И вымысел с правдой все так же будут намешаны в обеих книгах в одинаковой пропорции. И состоять они все так же будут из не связанных между собой житейских анекдотов, странных баек, точных наблюдений за жизнью и емких мыслей (какая-нибудь чувствительная барышня нет-нет, да и отчеркнет карандашиком: ах, как, мол, изящно, как ловко подмечено).

Разница в том, что главным героем "Счастья" был все же не столько списанный с автора обаятельный итальянец, сколько, в первую очередь город, где он живет, — Рим, и его разнообразные обитатели: сонные воскресные проститутки, молодые продавщицы из универмага на виа делло Статуто (ныне закрытого), супружеские пары всех возрастов, спешащие на вечеринки с непременными бутылками вина в руках, отпускные любовники, целующиеся на лестничных клетках. Там был (есть) пыльный римский воздух, наполненный запахом камня и стрекотом мотороллеров. Эта книга была (остается) пропуском в тот самый скрытый от туристов Рим, каким многие хотели бы, но даже не мечтали однажды его увидеть, услышать, обонять, объять.

В "Несчастье", при внешней идентичности формы, гораздо меньше той самой городской жизни, увиденной глазами Пикколо, и гораздо больше частной жизни его альтер-эго — все того же романтика, брюзги и балагура, уроженца юга Италии, который уже достаточно давно осел в городе своей мечты, и все то будничное счастье, когда-то бросавшееся в глаза, стало всего лишь частью его рядовых, примелькавшихся будней. Впрочем, все это можно списать на своеобразное развитие персонажа, да и в плане обаяния вторая книга не проигрывает первой — просто теперь это обаяние несколько иного толка. Но читать их лучше всего, конечно же, в паре и по порядку.